Профессия редактор
Редакторы – это высший командный состав среди пишущих людей. Они организуют авторов и управляют изданиями. Например, популярным журналом или сайтом, который читают сотни тысяч людей в день. Если вы мечтаете вести интернет-СМИ, руководить крупным информационным проектом или участвовать в создании глянцевых журналов, то эта работа для вас.
В статье вы узнаете, кто такой редактор и чем он занимается, плюсы и минусы профессии, уровень зарплат, с чего начать новичку свой путь в этой сфере.
Содержание статьи:
- Кто такой редактор и что он делает?
- Обязанности главного редактора, шеф-редактора и выпускающего
- Плюсы и минусы профессии
- Сколько зарабатывают редакторы?
- Что нужно знать и уметь?
- Как стать редактором и где учиться?
- Где искать работу?
Кто такой редактор и что он делает?
Редактор – это человек, который определяет, о чем писать и как писать, управляет работой журналистов, копирайтеров, контент-менеджеров. Проверяет тексты, готовит их к публикации. Планирует работу редакции. Отбирает новых авторов. Иногда и сам «берется за перо». Обязанности варьируются в зависимости от того, где работает редактор (онлайн-СМИ, журнал, телевидение, издательство и др.)
Это должность одновременно управленческая и творческая. Нужно организовывать других людей и при этом самому отлично уметь писать.
Обязанности редактора информационного сайта:
- Формировать редакционную политику издания (темы и стиль текстов), доносить ее до авторов.
- Собирать команду журналистов и базу потенциальных кандидатов.
- Составлять контент-план на месяц и обеспечивать его выполнение: распределять задачи, контролировать сроки подготовки статей, интервью, специальных проектов.
- Разработать систему оценки эффективности материалов.
- Принимать тексты: проверять фактическую информацию, выполнять литературное редактирование. При необходимости – дорабатывать материалы самостоятельно или возвращать их на доработку авторам.
- Готовить материалы к публикации: подбирать фотографии, оформлять тексты.
-
Анализировать эффективность материалов после публикации, при необходимости – вносить коррективы в работу редакции.
Мы разобрались, кто такой редактор и чем он занимается. Теперь расскажем, какая иерархия есть в этой профессии.
Главный редактор, шеф-редактор и выпускающий: в чем разница?
По иерархии выше всех находится главный редактор, затем – шеф и далее – выпускающий. Чем выше «ранг», тем больше человек занимается управлением и меньше работает с текстами. Ниже в таблице указано, что входит в обязанности каждого специалиста:
Обязанности главного редактора |
Обязанности шеф-редактора |
Обязанности выпускающего редактора |
Руководитель издания. Управленческая должность. Определяет редакционную политику. С авторами обычно не работает. |
Проверяет и дорабатывает редакционные материалы. Руководит всеми редакторами и корректорами. |
Отсматривает материалы перед публикацией. В онлайн-СМИ ставит материалы в ленту. Контролирует график подготовки материалов. |
Такое деление больше характерно для крупных СМИ. В небольших редакциях все обязанности может выполнять один специалист. Функции могут отличаться в зависимости от места работы.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
Сколько зарабатывают редакторы?
Средняя зарплата редактора в СМИ – от 60-70 до 90-100 тыс. рублей. Главный редактор в крупном издании может получать 150-200 тыс. рублей. Доходы зависят от уровня специалиста, его навыков и опыта работы.
Самые высокие зарплаты у редакторов, которые могут с нуля создать и раскрутить популярный сайт или СМИ. Создают интересный формат, умеют анализировать, какие статьи привлекут аудиторию и сделают издание популярным.
Редактор может стать совладельцем проекта, что позволит ему получать не только зарплату, но и долю в прибыли компании. Также он может создать собственный YouTube-канал или популярный блог и зарабатывать на этом.
Что нужно знать и уметь для работы редактором?
Среди базовых знаний и навыков, которые требуются редактору, можно назвать следующие:
- Базовые знания в области журналистики: основные жанры текстов, их особенности.
- Умение быстро и грамотно писать, проверять и дорабатывать тексты.
- Навыки работы с людьми: умение организовать, мотивировать, контролировать сотрудников.
- Уметь анализировать большие объемы информации. Пользоваться аналитическими системами (Яндекс.Метрика, Google Analytics).
-
Знание специфики работодателя (работу книжного издательства, телекомпании, онлайн-СМИ и др.)
Главному редактору важно знать, как правильно анализировать целевую аудиторию изданий и определять формат, в котором оно будет работать. Умение составлять редакционную политику и другие документы для работы редакции. Важно знать, как работать с людьми: организовывать, мотивировать, контролировать.
Профессия редактора накладывает определенные требования и к личным качествам. Необходимо быть внимательным, ответственным, организованным, уметь работать под давлением, не терять голову в стрессовых ситуациях.
Как стать редактором и где можно учиться?
Можно пройти курсы, на которых научат не только писать тексты, но и управлять коллективом. Обучение ведется через интернет. Примеры таких программ:
Название курса и ссылка на него |
Описание |
Коммерческий редактор (университет Skillbox) |
Вас научат писать тексты под коммерческие задачи. Например, создавать контент для лендингов, рассылок, сайтов, корпоративных блогов. Эта работа хорошо оплачивается. Программа включает введение в профессию, занятия по редактуре, оформлению контента, управлению редакцией, оценке эффективности контента, инструментам (Trello, Google Таблицы) и многое другое. |
Редактор с нуля до PRO (Skillbox) |
Это большая программа, которая включает обучение копирайтингу, контент-маркетингу и непосредственно редактуре. То есть объединяет три направления. |
Редактура и копирайтинг (GeekBrains) |
На курсе учат писать тексты для любой аудитории и целей. Выдается диплом. Университет имеет государственную лицензию. Курс подойдет для того, чтобы освоить профессию редактора с нуля. Выпускники GeekBrains работают и стажируются в крупных компаниях. |
Часто редакторы вырастают из журналистов. Это руководящая должность, поэтому логично претендовать на нее, имя опыт написания текстов. Также важно умение управлять коллективом. Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите отвечать за работу других людей, обратите внимание на профессию копирайтера или SEO-копирайтера.
Желательно иметь журналистское или филологическое образование. Но это не железное правило. Талантливый редактор с развитым чувством языка может не иметь профильного образования. Освоить необходимые для работы навыки можно на онлайн-курсах.
Где искать работу редактором?
- Карьерный путь новичка обычно такой: устраиваетесь на работу в информационный проект, проявляете себя (предлагаете темы статей, идеи). При появлении вакансии редактора вам предлагают эту работу. Посмотрите обзор вакансий в СМИ, где набирают авторов на удаленку. Лучше идти в крупный проект, где больше возможностей для роста.
-
Если у вас есть опыт работы, то ищите предложения на сайтах с вакансиями для журналистов. Также можно искать вакансии на сайте HH.ru.
Где найти редактора?
- Если вам нужен сотрудник на удаленную работу или разовый проект, добавьте вакансию на биржу Kadrof.ru. Добавление вакансий бесплатное.
- Посмотрите резюме редакторов-фрилансеров на нашем сайте.
-
Добавьте вакансии на сайты с работой для журналистов. Там можно найти опытных редакторов для своих проектов.
Отправить комментарий
Бытует мнение, что профессия ретушера фотографий появилась одновременно с графическими редакторами, то есть относительно недавно. Однако это не ...
Это относительно новая профессия в нашей стране. Хороших стилистов, и тем более консультантов по имиджу – мало, поэтому спрос на их услуги ...