Как фрилансеры «хитрят» с портфолио?
Выбирая фрилансера по портфолио, будьте осторожны. Кажется, что работы скажут все о квалификации специалиста. Но это не так. Существует множество приемов, которыми пользуются фрилансеры, чтобы привлечь заказчиков. Давайте с ними разберемся.
1. Фейковые работы
Это самый грубый прием. Фрилансер добавляет в портфолио чужие работы, выдавая их за свои. Проверить, реальная это работа фрилансера или нет, можно следующим способом.
Позвоните заказчикам работ, которые находятся в портфолио фрилансера, и спросите, кто им делал данную работу. Объясните, что ищете исполнителя на проект и хотите проверить потенциального кандидата. Вам назвали другого человека? Значит, фрилансер присвоил себе чужую работу.
2. Крупные бренды в портфолио
Иногда фрилансеры указывают, что работали с крупными брендами. Иногда это правда, иногда – нет. Спросите, можно ли перечислить оплату фрилансеру по безналу, например, на р/сч ИП? Если фрилансер скажет, что у него нет ИП, вряд ли он реально работал с крупными брендами. Серьезные фирмы не работают с физическими лицами. Для работы им нужно ИП или ООО. Если у фрилансера этого нет, как крупный бренд перечислял ему оплату?
Возможно, фрилансер работал с брендом через посредников, например, агентство. Но тогда та работа, которую он делал, проходила через несколько фильтров в агентстве. В нее могли вносить изменения сотрудники агентства, исправлять ошибки и т.д. И такую работу добавить в портфолио имеет право агентство, а не фрилансер.
Попросите у фрилансера отзывы, данные крупными брендами. Если фрилансер работал с брендом напрямую, вряд ли он упустил шанс получить крутой отзыв. Если отзывов нет, скорее всего, никаких проектов с брендами тоже не было или они велись через агентство / студию, а не напрямую.
3. Пыль в глаза
Суть приема заключается в добавлении в портфолио только лучших работ, самых успешных проектов. В реальности заказчик получит работу среднего уровня, которая может быть значительно хуже лучших. Ведь невозможно для каждого клиента делать шедевры.
Если вы видите такое портфолио из лучших работ, делите уровень проектов на два, и вы получите представление о качестве, которое способен выдавать исполнитель на потоке.
4. Накрутка отзывов
Фрилансер проводит фейковые сделки через биржу или иной сервис, чтобы получить положительные отзывы от подставных лиц и накрутить свой рейтинг на площадке. Конечно, биржи борются с подобными накрутками, однако это не исключает возможность подобной практики.
Как отличить реальные отзывы от накрученных:
- Посмотрите профили заказчиков, которые оставили отзывы. Реальные заказчики проявляют активность на бирже, открывают много проектов, имеют отзывы от разных фрилансеров в профиле. Если заказчик добавил на биржу только один проект, оставил всего один отзыв, а затем исчез – скорее всего, это фейк.
- Для накрутки отзывов через биржу проводят проекты с минимальным бюджетом, чтобы сэкономить на комиссиях. Если у фрилансера много отзывов по проектам с небольшими бюджетами, это могут быть накрученные отзывы.
-
Сравните отзывы, которые оставлены фрилансеру, с проектами из портфолио. Есть ли у него реально работы, которые указаны в отзывах?
5. Чужие заслуги выдам за свои
Этот пункт особенно важен, если вы выбираете на проект копирайтера, веб-дизайнера, переводчика или иного творческого работника. Данные специалисты могут добавить в портфолио не свои исходные работы, а проекты, которые получились после их доработки редактором или арт-директором на стороне заказчика (например, агентства).
Не секрет, что редактор может серьезно переписать исходный текст копирайтера и сделать из среднего текста шедевр. Однако это будет заслуга редактора, а не копирайтера.
Попросите специалиста показать в портфолио работы, которые не подвергались редактированию или правкам со стороны заказчика. Особенно если в роли заказчика выступало агентство или веб-студия. Вы увидите уровень работ, который реально может выдать человек, а не те работы, которые получаются благодаря редакторам и арт-директорам.
6. Кейсы с сюрпризом
Кейсы любят добавлять в портфолио специалисты по рекламе и маркетингу. Просматривая успешные кейсы, помните:
- Вряд ли вы сможете проверить данные, указанные в кейсах.
- Вы никогда не узнаете, как на самом деле изменились продажи и что реально на них повлияло. Простой пример. Параллельно с настройкой Директа клиент сделал супер акцию с супер скидками и установил такую цену на товар, что его купили бы и без рекламы. Поэтому рост продаж – это следствие скидки, а не грамотно настроенной рекламы.
- Под конверсией могут понимать все, что угодно, помимо продаж.
-
Вряд ли вам расскажут про неудачные кейсы.
Короче, ищите в кейсах подвохи и недосказанности.
Выводы
Всегда проверяйте реальность портфолио фрилансера и собирайте информацию о человеке, с которым планируете работать. Так вы сможете выбрать действительно того человека, который качественно и добросовестно сделает ваш проект.
Полезные статьи по теме:
А потом они спросят "А почему у меня нет клиентов?" :(
Ооочень поверхностное видение
Особенно неок:
2) крупные бренды не ищут фрилансеров, они обращаются в студии, а те уже могу делегировать работу. У меня достаточно крупных брендов в портфолио, но нет ИП.
3) В портфолио и нужно добавлять только лучшее, кто думает иначе - не очень умный.
Hiro, относительно Вашего комментария:
2. Работа с крупным брендом через студию и работа напрямую сильно отличается. Агентство может серьезно изменить работу фрилансера, допилить ее и итоговый результат, который увидит клиент, будет сильно отличаться от того, что сделал фрилансер. Например, под управлением опытного редактора копирайтер может выдавать шедевры, которые он не сделает, работая напрямую с заказчиками без редактора.
3. Если Вы можете стабильно выдавать работы на уровне лучших, то да. Если нет, то лучше добавлять работы своего среднего уровня. Иначе многие клиенты будут испытывать разочарование, получив вместо того уровня работ, которые есть в портфолио, тот уровень, который стабильно выдает фрилансер.
Отправить комментарий
Чтобы находить эффективных сотрудников и эффективно с ними работать, Вам, как работодателю, придется тоже попотеть и провести определенную ...
Вы решили заказать сайт, тексты, дизайн и думаете – нанять фрилансера или агентство? В нашей статье мы кратко опишем преимущества и недостатки ...