Что такое портфолио и как его составить?
Портфолио происходит от англ. portfolio – портфель или папка для документов. Сегодня словом портфолио называют список работ специалиста, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон. Цель портфолио – убедить потенциального работодателя или клиента работать с Вами.
Обычно портфолио фрилансера сопровождается резюме, в котором указана информация об образовании и навыках работы специалиста, список предыдущих мест работы, рекомендации работодателей и клиентов, дополнительные навыки, профессиональные награды и победы в конкурсах.
Виды портфолио и их особенности
- Портфолио копирайтера состоит из примеров лучших работ специалиста: рекламных текстов, слоганов, названий компаний и продуктов, которые предложил копирайтер.
- Портфолио фотографа включает примеры фотографий, сделанных в разных жанрах и работы, получившие призы на профессиональных конкурсах.
- Портфолио модели состоит из снимков в разных жанрах. Они должны показывать умение модели работать в разных жанрах. Если модель снимается в рекламе или фильмах, то портфолио модели может включать видео файлы с отрывками из рекламных роликов или кинолент.
- Портфолио учителя или тренера, предлагающего курсы, лекции, тренинги должно включать отрывки с мастер-классов, отзывы специалистов и слушателей, информацию о профессиональных наградах, достижениях, ученых званиях, научных публикаций.
-
Портфолио дизайнера включает лучшие работы специалиста по каждому виду услуг, таких как дизайн сайтов, создание фирменного стиля, дизайн наружной рекламы и многое другое.
Отдельно стоит выделить электронное портфолио – это такое же портфолио, только созданное в цифровом виде. Электронное портфолио можно записывать и распространять на дисках, флешках, пересылать по электронной почте или разместить на собственном сайте в сети Интернет.
Как правильно составить портфолио?
Основа профессионального портфолио – грамотная презентация специалиста. Главная задача – доказать потенциальному клиенту, что без Вас ему не обойтись. Для этого достаточно показать, что Вы умеете качественно работать, вовремя сдавать проекты и знаете себе цену.
В портфолио полезно добавить резюме или краткое сопроводительное письмо, в котором написать спокойным деловым тоном о преимуществах работы с Вами и Ваших деловых принципах.
Если Вы решите разместить в портфолио Ваше резюме, проверьте, чтобы в нем была вся обязательная информация:
- фамилия, имя, отчество соискателя;
- образование, курсы повышения квалификации;
- список сертификатов, грамот, профессиональных наград;
- список наиболее значимых проектов, выполненных специалистом;
- список предыдущих мест работы;
- информация о текущей должности;
- список конкурентных преимуществ работника – например, можно указать, что Вы предлагаете высокий уровень сервиса, работаете по выходным, можете выйти на связь во внерабочее время, сдаете проекты без задержек;
- список программ, которыми владеет фрилансер;
- контактная информация, адрес личного сайта или ссылка на электронное портфолио;
-
примеры выполненных работ по каждой предлагаемой специалистом услуге.
Полезные советы, как составить портфолио
- При составлении портфолио обратите особое внимание, что Вы должны предоставить клиенту примеры работ по каждой услуге, которую Вы предлагаете.
- Рекомендую наравне с лучшими работами включать в портфолио проекты, которые Вы выполнили на обычном для себя уровне. Иначе у клиента могут сформироваться завышенные ожидания по поводу качества Вашего труда. Находясь под впечатлением от Ваших лучших работ из портфолио, он будет требовать этого уровня от Вас и по своему проекту. Понятно, что невозможно создавать шедевры постоянно, именно поэтому в портфолио стоит включать и средние работы.
- Предлагая услуги в определенном ценовом диапазоне, не стремитесь снижать расценки, даже если клиент на Вас сильно давит. Если заказчик не хочет платить адекватные деньги за проект – скорее всего он также не сможет оценить Вашу работу, а в дальнейшем будет требовать шедевры по копеечной цене.
- Работайте только с теми людьми, которые ценят Ваш труд и готовы за него хорошо платить.
- Не стремитесь взять любой заказ на рынке фриланса. Не каждый человек, который обратится за Вашими услугами, является Вашим клиентом. Скорее наоборот. Работайте только с теми клиентами, которые принимают Ваши условия работы.
- Снижая цены, Вы в первую очередь лишаете себя мотивации работать качественно, а также уменьшаете Ваш заработок и способность оплачивать собственное обучение, повышение квалификации, покупку необходимых программ и многое другое. Подробнее данная проблема освещена в статье цена или качество.
-
Взяв на себя определенные обязательства, всегда исполняйте их. Будьте человеком слова и тогда клиенты будут ценить Вас еще больше.
Рекомендации по составлению портфолио для фрилансеров:
Отправить комментарий
Мне часто задают вопрос: что делать, если ничего не умеешь? Можно ли в этом случае заработать в Интернете? Ответ: можно, но не очень много. Чем ...
Этот вопрос часто задают новички. Они ищут сайты, на которых можно гарантировано получить работу. В этой статье я расскажу, как на самом деле ...