50 ошибок, ухудшающих юзабилити сайта
В статье собрано описание 50 ошибок в юзабилити сайта и советы по их устранению. Используя статью как чек-лист, вы сможете проверить и повысить удобство вашего проекта для посетителей. Для удобства все ошибки юзабилити сгруппированы по типам. Если у вас останутся вопросы, пишите в комментариях – постараюсь помочь советом.
Общие ошибки в юзабилити сайта
Данные ошибки относятся к дизайну сайта в целом. Рекомендую начинать проверку юзабилити с данной группы проблем.
- Отсутствие адаптивного дизайна или мобильной версии сайта. Учитывая рост мобильной аудитории многих сайтов, дизайн проекта должен адаптироваться к экранам мобильных устройств. Иначе посетителям будет неудобно просматривать сайт с планшетов и смартфонов.
- В первом экране (область сайта, доступная на ПК без прокрутки) отсутствует меню и полезный контент. Это ошибка, особенно отсутствие меню. Если посетитель сразу не увидит навигацию, он может подумать, что ее нет совсем.
- Сокрытие меню в «гамбургер» на обычной версии сайта для ПК. Прятать меню в «гамбургер» необходимо только на версиях сайта для мобильных устройств. При просмотре сайта на ПК меню должно выводиться полностью, иначе посетитель может не понять, где находится навигация.
- В дизайне сайта отсутствуют специальные места для размещения информации об акциях и спецпредложениях. Это может вызвать трудности при необходимости анонсировать на сайте акции, поэтому необходимо заранее предусмотреть в шаблоне места для размещения баннеров.
- Недостаточная контрастность фона и текста. Исследования показывают, что посетителям проще всего читать черный текст на белом фоне. Однако не всегда сайт имеет белый фон и черный шрифт. Проверьте, что читать текст на вашем сайте удобно и он не сливается с фоном, не режет глаза.
- Мелкий шрифт. Частая проблема, которая ухудшает юзабилити сайта. Размер шрифта должен быть таким, чтобы посетитель мог легко воспринимать текст с экрана.
- Использование шрифта с засечками. Такой шрифт сложнее читать с экрана. Предпочтительнее использовать шрифт без засечек.
- Выравнивание текста по ширине. Оптимально использовать выравнивание по левому краю.
- Реклама на сайте занимает более трети площади. Большая площадь рекламных мест может вызвать санкции со стороны поисковых систем.
- На сайте имеются всплывающие окна. Использовать их нежелательно, поскольку такие окна сильно раздражают посетителей.
- Наличие горизонтальной полосы прокрутки. Создает неудобство для посетителей.
-
В шаблоне дизайна используются неоптимизированные для web изображения. Это типичная ошибка, ухудшающая юзабилити сайта. Мне приходилось встречать в шаблонах картинки, вес который был более 1 Мб. Они замедляли загрузку сайта, особенно на мобильных устройствах с медленным Интернетом.
Ошибки в шапке сайта
- В шапке сайта отсутствует логотип и/или название компании и сфера ее деятельности. Посетитель не понимает, на какой сайт он попал и какую информацию может найти на нем. Несмотря на очевидный характер, ошибка часто встречается на сайтах, в том числе – коммерческих.
- Шапка занимает более 50% площади экрана, в результате полезный контент смещается вниз и для его просмотра необходимо прокручивать экран.
- На логотипе нет ссылки на главную страницу сайта. Пользователи привыкли нажимать на логотип в шапке, чтобы перейти к главной странице.
- В шапке корпоративного сайта отсутствуют номера телефонов. Посетителям приходится прилагать усилия для поиска контактной информации.
- Номера телефонов в шапке сайта прописаны картинкой, а не текстом. Посетитель не может скопировать номер телефона.
- У номеров телефонов не указан код страны и города, из-за чего иногородние посетители не могут связаться с компанией без знания кода города.
- Номера телефонов скрываются в версии дизайна, адаптированной для мобильных устройств. Также мне встречалась проблема, когда в определенном браузере или при открытии сайта на определенном устройстве номер телефона в шапке «исчезал» и клиенты не могли позвонить в компанию.
-
Элементы шапки или меню сделаны на Flash, из-за чего они не выводятся на мобильных устройствах.
Ошибки в навигации сайта, ухудшающие юзабилити
- Отсутствуют «хлебные крошки». Этот элемент позволяет пользователю перейти на один или несколько уровней выше, а также видеть, в каком разделе и подразделе сайта он находится. Также «хлебные крошки» улучшают внутреннюю оптимизацию сайта.
- Цвет ссылок на сайте не отличается от цвета основного шрифта, из-за чего ссылки мало заметны посетителям.
- Цвет ссылок не синий. Пользователи привыкли, что текст ссылок – синий. Иной цвет может ухудшить юзабилити сайта.
- Ссылки в меню прописаны картинкой, а не текстом. Не столько ошибка в юзабилити, сколько во внутренней оптимизации сайта. Рекомендуется все ссылки в меню делать текстовыми.
- В меню не выделяется раздел, в котором находится посетитель. Таким образом, посетитель не видит, в каком разделе он находится.
- Боковое меню размещено в правой колонке. Сомнительное решение с точки зрения юзабилити, поскольку пользователи привыкли видеть боковое меню справа.
- Меню не дублируется в «подвале» сайта. Системы аналитики показывают, что пользователи активно взаимодействуют с навигацией в «подвале» сайта. Поэтому имеет смысл дублировать ссылки на важные разделы сайта в «подвале», а не только размещать там ссылки на юридические документы.
- В меню сайта отсутствуют ссылки на важные разделы. Например, на сайте компании в меню обязательно должны быть ссылки на разделы «О компании», «Контакты», ссылки на услуги или каталог товаров.
-
Ссылки не реагируют на наведение курсора мыши. Желательно, чтобы ссылки изменяли оформление при наведении курсора. Например, у ссылок менялся цвет.
Ошибки юзабилити в оформлении текстов на сайте
- Заголовки и подзаголовки имеют такой же размер, как основной текст. Они не выделяются и не привлекают к себе внимание.
- В текстах не используются подзаголовки. Рекомендуется добавлять один подзаголовок на каждые 2000 знаков текста с пробелами.
- В текстах не используются таблицы, нумерованные и ненумерованные списки. Тексты набраны «сплошной стеной» – их неудобно читать.
- Отсутствие фотографий и других иллюстративных материалов. Фотографии делают текст привлекательнее и способствуют удержанию внимания посетителей.
- Фотографии не подписаны. Проверьте, что каждая фотография имеет описание в атрибутах ALT или TITLE.
- Кнопки социальных сетей находятся далеко от контента, из-за чего посетители реже делятся контентом в социальных сетях.
-
В статьях на сайте не выводится дата публикации, из-за чего сложно понять актуальность представленной информации.
Ошибки, ухудшающие юзабилити интернет-магазинов
- Отсутствует возможность сортировки товаров в каталоге, нет форм подбора товара по параметрам.
- Отсутствуют фотографии к некоторым или всем товарам в каталоге. Ошибкой является размещение фотографий только запакованных товаров без размещения содержимого коробки. Например, фотография упаковки с игрой мало что даст потенциальному покупателю. Необходимо также добавить фотографию, показывающую саму игру.
- При заказе товара, имеющего разные варианты расцветок или размеры, нет возможности выбрать конкретную расцветку или размер. Досадная ошибка в юзабилити, способная серьезно снизить уровень продаж.
- На карточках товаров отсутствуют блоки с сопутствующими товарами.
- Недостаточно подробные описания товаров. Например, в описании детских товаров нужно указывать возраст детей, для который данный товар подойдет.
- Отсутствуют оценки товаров, рейтинги, отзывы. Это важная информация, которая может помочь потенциальному покупателю принять решение о заказе.
-
Излишне сложная регистрация и процесс оформления заказа на сайте. Каждый лишний шаг может серьезно снизить конверсию.
Ошибки на странице «Контакты»
Проверяя юзабилити корпоративного сайта, обязательно откройте страницу с контактами. Проверьте, что на ней нет типичных ошибок. Обратите внимание, что перечисленные ниже проблемы относятся к корпоративным сайтам. Для информационных сайтов они не актуальны.
- Отсутствует адрес электронной почты.
- Отсутствует график работы компании. Отсутствует информация об обеде или работе в выходные дни.
- Отсутствуют реквизиты компании. Особенно эта проблема актуальна для интернет-магазинов.
- При наличии нескольких номеров телефонов не указано, какой номер и к какому отделу компании относится.
- Указан адрес только одного офиса компании при наличии нескольких офисов, торговых точек, пунктов выдачи и т.д.
- Отсутствует схема проезда.
-
Отсутствует информация, как лучше проехать в компанию на автомобиле, общественном транспорте.
Как проверить и оценить юзабилити сайта?
Ниже размещен алгоритм, следуя которому, вы сможете улучшить юзабилити вашего сайта:
- Последовательно проверьте ваш сайт по чек-листу, размещенному выше. В нем ровно 50 пунктов для проверки.
- Отметьте проблемы, которые вы найдете.
- Составьте техническое задание на исправление ошибок. Если вам потребуется программист для решения проблем, вы можете бесплатно добавить проект на биржу или найти специалиста в каталоге веб-программистов.
-
Исправьте ошибки юзабилити, выявленные на сайте, самостоятельно или при помощи специалистов.
Чтобы оценить эффективность внесенных изменений, полезно измерить основные показатели сайта до и после доработок. При этом минимальный период, который необходимо брать для оценки – месяц до и месяц после доработок.
Сравнивать имеет смысл такие показатели, как:
- Глубина просмотра.
- Среднее время визита.
- Показатель отказов.
-
Уровень конверсии по важным для вас целям.
Резюме
Мы разобрались, как проверить и улучшить юзабилити сайта. Разобрали 50 типичных ошибок юзабилити и внутренней оптимизации. В завершении статьи хочу дать ссылки на дополнительные материалы. Они помогут вам глубже разобраться в проблеме.
Полезные статьи по теме:
- Улучшаем юзабилити сайта: 64 совета, как сделать сайт удобнее
- Оптимизация текстов на сайте: как правильно сделать?
Неужели есть еще оптимизаторы которые не знают таких базовых требований и не следят за этим ?
Айк, сайт рассчитан в том числе на начинающих специалистов. Для них данная информация может быть полезной. Да и опытным коллегам, думаю, будет интересно использовать чек-лист в мастер-классе для проверки юзабилити своих сайтов.