Как составить ТЗ для копирайтера? Примеры и образцы технического задания на тексты
В этой статье я расскажу, как правильно составлять ТЗ (техническое задание) для копирайтеров. От этого зависит, напишет автор тот текст, который вам нужен, или работу придется переделывать (иногда несколько раз). Прочитайте статью до конца, чтобы не допускать типичных ошибок в составлении ТЗ на тексты и экономить свое время на доработку текстов.
Помните, если текст соответствует ТЗ – вам необходимо его оплатить. Копирайтер бесплатно исправляет только те части текста, которые не соответствуют заданию. Поэтому важно составить ТЗ достаточно подробно и включить в него все важные требования.
Общие принципы составления ТЗ
Техническое задание должно быть:
- Достаточно подробным. Чем меньше опыт копирайтера, тем подробнее расписываются требования к тексту и особенно – план текста (новичкам сложно составлять планы).
- Однозначным. Формулировки ТЗ не должны иметь двоякого толкования. Если что-то из задания можно понять не так, то исполнитель поймет не так.
- Без вкусовшины. Например, нельзя в ТЗ на тексты писать: «текст должен быть ярким, эмоциональным, позитивным». Для копирайтера позитивный текст будет одним, для вас – другим. В ТЗ должны содержаться только требования, которые можно оценить объективно. Пример верной формулировки: «в тексте должны быть описаны преимущества компании в виде ненумерованного списка». Наличие такого списка в тексте не зависит от особенностей читателя – список либо есть, либо нет.
- В ТЗ нельзя писать «на ваше усмотрение», т.к. в этом случае автор может сделать то, что вам не понравится, а заставить переделать это вы не сможете (т.к. вы сами разрешили автору действовать на свое усмотрение – он так и сделал).
-
Если вы работаете с копирайтерами-новичками, поясняйте термины из ТЗ и приводите примеры. Это особенно важно для SEO-текстов. Например, если вы пишете, что такой-то запрос можно использовать в пассаже, то уточните, что такое пассаж в вашем понимании и приведите пример употребления запроса в пассаже.
Что обязательно должно быть в ТЗ для копирайтера?
Если вы работаете с опытным автором, то можно ограничиться базовым ТЗ. Образец подобного технического задания на статью:
№ |
Название пункта ТЗ |
Пример формулировки из ТЗ на тексты |
1 |
Тема текста или статьи |
Обзор iPhone X |
2 |
Цели и задачи текста |
Обзор будет размещен на сайте интернет-магазина. Он должен рассказать читателю про преимущества смартфона в сравнении с конкурентами и убедить сделать покупку телефона в магазине заказчика. |
3 |
План текста (чем меньше опыт автора, тем подробнее должен быть план текста). В плане необходимо указывать, где и какие таблицы, списки должны быть. |
|
4 |
Требования по SEO-оптимизации текста |
Будут разобраны ниже по тексту. |
5 |
Требования по уникальности текста и название сервиса, в котором необходимо проверить уникальность |
Необходима уникальность минимум 80% по антиплагиату биржи text.ru |
6 |
Другие требования и пожелания в свободной форме |
Список иных требований. Например, в случае с обзором телефона можно попросить копирайтера подобрать 3-4 фотографии для обзора и вставить их в текст. |
Если вы не знаете, как составить план текста, посмотрите статью про составление планов. Хотя некоторые копирайтеры любят самостоятельно готовить планы, мой опыт говорит о том, что лучше заказывать тексты по плану, сделанному заказчиком.
Как составить ТЗ на оптимизацию текста?
Техническое задание на оптимизацию составляется, если необходимо оптимизировать текст к запросам поисковых систем, чтобы привлечь на текст или статью, размещенную на сайте, переходы из поиска. ТЗ на оптимизацию обычно составляют SEO-специалисты.
В техническом задании на оптимизацию текста необходимо прописать:
- Список запросов, под которые оптимизируется текст.
-
По каждому запросу – сколько раз запрос должен использоваться в прямом вхождении и/или в пассаже, в тегах H1, H2, Title и meta-descriptions.
К техническому заданию на SEO-оптимизацию текста необходимо прикладывать инструкцию, в которой будет написано:
- Что считается прямым вхождением запроса.
- Можно ли менять в запросах порядок слов, изменять окончания и число у слов, входящих в запрос, и в каких случаях это допускается делать.
-
Что такое пассаж и как запрос может использоваться в пассаже.
В инструкции необходимо показать примеры включения запросов в тексты. Это позволит добиться от SEO-копирайтера правильного выполнения ТЗ. Вы потратите полчаса на одну инструкцию и сэкономите десятки часов при работе с авторами.
Что важно знать при составлении ТЗ на SEO-тексты?
- Не требуйте от копирайтеров вставлять в тексты запросы, в которых порядок слов выглядит неестественным или нарушает правила русского языка. Пример: «купить iPhone москва недорого». Такой запрос лучше переделать так: «купить iPhone в Москве недорого». Иначе текст с неестественными запросами будет смотреться как SEO-текст.
- Не перебарщивайте с числом запросов, которые нужно вставить в текст. Мне однажды попалось ТЗ, в котором заказчик просил добавить в текст объемом 1000 знаков список из ключевых слов, который занимал 1500 знаков. Условно текст объемом 2000 знаков можно оптимизировать к 4-5 запросам, статью – к 10 запросам при условии, что часть запросов включает другие запросы.
- Оптимально оформить ТЗ на SEO-оптимизацию текста в виде таблицы в Excel. Так копирайтерам проще воспринимать информацию.
-
Попросите копирайтера выделить вхождения запросов в тексте фоном. Так вам будет проще проверить текст на соответствие техническому заданию.
Пример ТЗ на оптимизацию текста (цифры даны условные):
Запрос |
Прямые вх. |
В пассаже |
H1 |
H2 |
Title |
Meta |
ТЗ на текст |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
образец ТЗ для СЕО копирайтера |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
ТЗ для SEO копирайтера пример |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из таблицы выше видно, что запрос «образец ТЗ для СЕО копирайтера» необходимо использовать в пассаже 1 раз, использовать в подзаголовке H2 – 1 раз. Запрос «ТЗ для SEO копирайтера пример» необходимо использовать в пассаже 2 раза, при этом прямых вхождений можно не делать.
Скачать шаблон ТЗ на оптимизацию текста
Как определить, сколько раз запросы должны встречаться в статье?
- Если вы занимаетесь продвижением сайта самостоятельно, рекомендую прочитать статью: как правильно сделать SEO-оптимизацию текста. Из статьи вы сможете понять, какие запросы и сколько раз указывать к использованию в ТЗ для копирайтера.
-
Если вы владелец сайта и не хотите вникать в особенности оптимизации, то можно обратиться к SEO-специалистам фрилансерам. Они помогут подобрать запросы для текстов и правильно составить ТЗ на оптимизацию статей, карточек товаров и других текстов.
Где искать авторов для сайта и сколько им платить?
Важно соотносить сложность задачи и гонорар автора. Если вы заказываете недорогие тексты, делайте минимум требований. Если текст потребует много времени для написания, гонорар должен быть выше.
Минимальные расценки, позволяющие найти приемлемых по качеству авторов:
- Простой рерайтинг (один источник) – от 50-75 руб. за 1000 знаков.
- Простой копирайтинг или рерайтинг нескольких источников – от 100-150 руб. за 1000 знаков.
- Копирайтинг – от 150-200 руб. за 1000 знаков.
-
Тексты для специалистов, требующие от автора наличия профильного образования (пример: медицина, инженерия, строительство, ИТ, реклама и маркетинг) – от 200-300 руб. за 1000 знаков.
Выгоднее нанять хорошего автора и сэкономить время на редактировании и доработках, чем сэкономить на авторе и в итоге править текст несколько часов.
Найти хороших исполнителей можно в каталоге копирайтеров или на бирже сайта Kadrof.ru. На бирже можно бесплатно разместить вакансию для копирайтеров.
Резюме и полезные советы
ТЗ для копирайтера – это важный документ, который при правильной подготовке значительно облегчит работу и вам, и копирайтеру. Позволит ускорить подготовку статей для сайтов и снизит временные затраты на редактирование и доработку контента.
Не делайте ТЗ слишком длинным. Оптимальный размер – 1 страница + файл в Excel с запросами и требованиями по оптимизации + небольшая инструкция по оформлению текста (если у вас имеются требования к оформлению).
Отправить комментарий
Все мы люди и подвержены эмоциональным реакциям. К сожалению, эмоции не всегда положительно влияют на рабочий процесс. Давайте обсудим, почему ...
В этой статье вы узнаете, как найти хороших разработчиков для разных задач. Где и как искать программистов в штат, на удаленную работу, проект или ...