Интервью с Элли Пэйс, копирайтером из Дубая
Элли Пэйс, копирайтер, Дубай, ОАЭ. Родной город: Ист Велоу, Великобритания. Деятельность: копирайтер-фрилансер, владеет собственным копирайтинговым агентством. Опыт работы в копирайтинге: 10 лет. Специализация: рекламные тексты и объявления, слоганы, брошюры, пресс-релизы, контент для сайтов. Персональный сайт: http://www.allypace.com/
Как давно Вы работаете копирайтером?
Я работаю копирайтером в Дубае с 2006 года.
Вы работаете в рекламной компании или как фрилансер?
С 1999 по 2006 я работала в нескольких рекламных агентствах в Лондоне и в Дубае. Мне приходилось быть универсальным сотрудником, поскольку я работала в Отделе Обслуживания Клиентов. Спустя семь лет я не вынесла такой корпоративной жизни больше и стала работать на себя. Проработав фрилансером много лет, я поняла, что пришло время начать собственный бизнес.
Опишите процесс разработки рекламного текста?
Я занимаюсь написанием брошюр и, очевидно, что поэтапная структура здесь очень важна, поскольку составление брошюры предполагает построение логической цепочки, от начала до конца. В некотором смысле это походит на написание книги, где каждая глава – отдельная секция или новая история. Я использую всю информацию, которой может обеспечить меня клиент, и формирую соответствующую секцию. После этого я могу увидеть, какую информация необходимо найти.
Есть ли у Вас специализация или Вы пишете на самые разные темы?
Я пишу для различных отраслей промышленности и даже для многих типов промышленных материалов. Дубай известен своей строительной отраслью, потому у меня много опыта в данной области. Но я также готовлю тексты для автомобилестроения, на темы путешествий и проведения досуга, здоровья и красоты. В основном я пишу для маркетингового продвижения: брошюр и вебсайтов, но также делаю другие типы рекламных текстов, пресс-релизы и редакционные статьи.
Существует ли для Вас такое понятие, как вдохновение? Или Вы просто знаете, «как надо писать», и пишете текст по установленным правилам?
Конечно, должна присутствовать степень вдохновения, потому как моя клавиатура не набирает текст сама. Но я не вижу смысла «набивать» текст, если нахожусь не в настроении для этого. Иногда проще прогуляться с собакой и развеется… ведь все лучшие идеи или мысли не появляются вдруг из неоткуда.
Можно ли говорить о том, что в копирайтинге есть какие-то правила? Как определить качество рекламного текста? Расскажите, как Вы тестируете свои рекламные тексты?
Я самоучка и потому невольно следую собственным специфическим правилам копирайтинга. Основное преимущество и отличительная черта хорошего текста – его умение продать, способность мотивировать к действию. Но я использую и собственную оценку качества текста. Существует небольшой список контрольных вопросов, который не используют многие авторы, с которыми мне доводилось работать в прошлом. А зря! Вопросов всего 3:
- Ответила ли я на вопросы брифа?
- Включила ли я все необходимые особенности?
- Поймет ли меня моя аудитория?
В случае если я могу утвердительно ответить на эти 3 вопроса, я перечитываю написанное, редактирую, оттачивая и доводя текст до совершенства. Творческий потенциал текста может быть потерян, если ваша аудитория попросту упускает из виду сам товар, который вы пытаетесь продать. По-моему, эффективный, продающий текст намного нужнее, чем просто «умный» текст и только горстка копирайтеров в мире способны успешно объединить два качества в уникальном тексте.
Что вы обычно спрашиваете в техническо-творческом задании у клиента перед началом работы над текстом?
Многие клиенты в Дубае слишком заняты, чтобы заполнить бриф должным образом или не уверены, что они действительно хотят его заполнять. Для копирайтеров это как рынок возможностей: повезет или не повезет с клиентом. И вместо того, чтобы просить клиентов заполнить бриф, я предпочитаю лично брать у них интервью. Я интересуюсь целевой группой, прошу описать типичных ее представителей. Выясняю, что является основной целью самого заказчика, какие выгоды он преследует. Стараюсь как можно больше узнать о продаваемом бренде, о потребителях, о том, как потребители видят бренд заказчика. Могу признать, что далеко не всегда это легко удается выяснить.
Необходимо ли копирайтеру профильное образование?
Примеряя на себя, не думаю, что это вообще необходимо. Я самоучка и это никогда не доставляло мне неприятностей, тем не менее, многие пуристы ошеломлены тем, какую позицию я занимаю и еще больше моей грамматикой! Мое мнение – если вы обладаете отличным словарем и страстью к языку, вам необязательно изучать правила написания текстов, чтобы преуспеть в этом.
Может ли копирайтер в процессе разработки текстов частично выполнять работу маркетолога?
Думаю, может. Мои познания в рекламе и маркетинге оказались весьма важны для моей карьеры. Я не говорю, что это жизненно важно – хороший бриф или интервью может позволить автору создать прекрасный контент для сайта без знаний в маркетинге. Но так редко встречаются безупречно заполненные брифы!
Как вы считаете, вначале надо придумывать заголовок для рекламного текста или наоборот - вначале писать текст, а потом придумывать заголовок?
Когда речь идет о составлении брошюр или написании статей, я предпочитаю сначала писать текст, а затем, в соответствие с его содержанием, придумывать заголовок. Но при составлении рекламных объявлений, наиболее важный элемент – это заголовок. К блестящему заголовку рекламного объявления может даже не понадобиться основной текст объявления!
Ваши требования к рекламному заголовку?
Краткий, не навязчивый, и, для Дубая, культурно неоднозначный. Была бы я сейчас в Лондоне, ответила бы совершенно по-другому!
Какие придуманные Вами рекламные заголовки считаете наиболее удачными?
Мы с коллегой придумали хороший заголовок для сети баров в Дубае. Честно говоря, без логотипа или рекламного дизайна он не смотрелся бы так хорошо. Но поверьте мне, работа была выполнена на отлично, особенно в части промоушена баров.
Что должно быть в резюме копирайтера?
- любовь к языку;
- доказательства, что он сможет легко приспособиться к различным стилям письма, и…
- ни одной опечатки.
Какое портфолио должно быть у копирайтера? Как Вы убеждаете заказчика работать с Вами?
Все это зависит от того, чем автор хочет заниматься. Если вы не желаете писать о нефти и газе, не стоит указывать работы по этим темам в вашем портфолио! В своем портфолио я преднамеренно увеличила количество отраслей, в которых могу работать. Ведь Дубай небольшой город и чтобы зарабатывать, нужно быть универсальным автором. По собственному опыту могу сказать, что клиенты оказываются очень довольны, видя в моем портфолио работы по их отрасли. Поэтому я прилагаю максимум усилий, чтобы продемонстрировать интерес и понимание бизнеса моих клиентов.
Как формируются цены на услуги копирайтеров?
Я назначаю проектную плату – основанную на числе часов, которые, как мне кажется, займет проект. Нет никакой четкой стратегии для этого: оценка качества брифа и исходного материала, дает понять, сколько вариантов текста может получиться и сколько может уйти времени на их составление. Некоторые клиенты применяют поэтапную систему оплаты работы, выплачивая компенсации за каждую ступень проекта. Работать с такими заказчиками крайне трудно, так как устанавливаются жесткие временные рамки и ограничения на поиск нужной информации.
Какие примеры российской рекламы Вам приходилось видеть?
В Дубае их немного и ни один из имеющихся примеров не сделан для российских экспатриантов или туристов. Наше общество сочетает в себе множество культур, для которого первоначально рекламный текст пишется на английском языке и уже потом переводится на арабский, французский, хинди, русский, тагальский язык или сингальский язык. В результате нет ничего, что могло быть нацелено на российский рынок. Наверное, настало время, чтобы посетить Россию!
Спасибо за Ваши ответы.
Интервью взяла Ольга Губарева, копирайтер Webkontent.ru
Отправить комментарий
Елена Бурая работает фрилансером-транскрибатором. Она занимается расшифровкой аудио и видео материалов. Мы попросили Елену рассказать о профессии ...
Развитие удаленной работы – мировой тренд. В России пока мало компаний, все сотрудники которых работают удаленно. Сегодня у нас в гостях ...