Как найти хорошие заказы на фрилансе?
Поиск выгодных заказов – одна из основных задач фрилансера. Хорошие клиенты сами не заводятся. Нужно приложить усилия, чтобы получить хорошую работу. Давайте разберемся, где и как искать выгодные контракты.
Типы клиентов: кто Вам нужен?
Услугами фрилансеров пользуются разные клиенты. Каждый заказчик выбирает фрилансеров, исходя из своих задач и особенностей. Давайте разберемся, какие клиенты имеются на рынке фриланса и какие из них станут Вашими идеальными клиентами.
1. Частные лица
Как правило, ищут частных специалистов для небольших проектов с маленьким бюджетом. Например, владельцу блога нужно доработать сайт. Молодоженам – обработать фотографии со свадьбы. Студенту – сделать презентацию к учебному проекту.
Нанять агентство на такую работу невозможно или очень дорого, поэтому ищут фрилансера. Частные лица практически не заполняют брифы, им сложно дать четкое ТЗ. Работа строится по принципу «сделайте так, чтобы мне понравилось». Такого клиента важно почувствовать и понять, сработаетесь с ним или нет.
2. Самозанятые и микро- бизнес
Индивидуальные предприниматели и владельцы небольших фирм часто обращаются к фрилансерам, чтобы сэкономить. В агентствах просят от 100 тыс. руб. за сайт, а частник сделает «то же самое» за 10 тыс. руб. Голова ИП забита тысячами вопросов, поэтому детально заполнить бриф – нет времени, отвечать на вопросы – тоже. Часто такие люди решают все вопросы в своем бизнесе, сами и покупают товар, и продают, и развозят заказы клиентам.
Им нужен человек, который «все сам придумает и обо все догадается». На этой почве часто возникают сложности. С другой стороны, это очень лояльные клиенты. Им сложно найти хорошего исполнителя, который «их понимает». Если Вы сможете «снимать головную боль» – получите очень довольного и лояльного клиента.
3. Малый бизнес
Хозяин этого бизнеса умеет выстраивать системы и знает, что ему нужно. Он умеет управлять людьми, и под его началом – уже 20-30 человек, а то и больше. Поэтому Вы получите детально заполненный бриф, четкие задачи, адекватный бюджет, но и требовать с Вас будут о-го-го как много. Если Вы профессионал – это Ваш клиент. Если чего-то не знаете, лучше наберитесь опыта перед работой с такими проектами.
4. Агентства
Работают с корпоративными клиентами и нанимают фрилансеров, если своих ресурсов не хватает. Могут обеспечивать постоянный приток заказов. Это хороший клиент, чтобы поднять свой уровень и понять, как идет работа над большими проектами. Минус агентств: часто ищут готовых специалистов, при этом сильно чувствительны к тарифам исполнителя.
5. Корпоративные клиенты
Средние и крупные компании. Обычно они работают с агентствами, но могут нанять и фрилансера. Например, если им нужен специалист экстра-класса для решения сложных задач, с которыми и не каждое агентство справится.
Если Вы новичок – набирайтесь опыта, работая с частными лицами, микро- бизнесом и агентствами. Если чувствуете, что имеете нужный опыт и квалификацию – переходите к клиентам из малого бизнеса и, если повезет, корпоративной среды. Далее я расскажу, как получить клиентов разного типа.
Где искать хороших клиентов?
Для поиска разных типов клиентов необходимо использовать разные каналы и учитывать специфику заказчика при общении с ним.
Тип клиента | Где искать | Специфика выбора |
Частные лица | Биржи фриланса, доски объявлений | Привлекают фрилансеры с большим числом работ в портфолио и низкими ценами. |
Микро- бизнес | Биржи фриланса. Часто такие клиенты не добавляют проекты в ленту, а ищут специалистов через каталог фрилансеров. Обращайте внимание на Вашу позицию в каталоге! | Быстро реагируйте на письма клиента, будьте вежливы и терпеливы. Гасите конфликты, подстраивайтесь под клиента, и он будет Вам благодарен. |
Малый бизнес | Профильные сообщества в социальных сетях. Иногда срабатывают резюме на сайтах по трудоустройству. | Будьте готовы доказать, что Вы – лучший. Потратить время на коммерческое предложение и встречу с клиентом (личную или через Скайп). Вас будут выбирать из множества претендентов. |
Агентства | Они сами Вас найдут, если Вы разместите портфолио на биржах фриланса и в каталогах специалистов, особенно западных. | Ищут интересные кадры, готовых специалистов, но с низкими (для данного уровня) ценами. |
Корпоративные клиенты | Нужно сделать так, чтобы Вас сами нашли. Будьте на виду в профильных сообществах, где общаются представители крупных компаний. | Если Вы не относитесь к числу «звезд», то получить такого клиента практически нет возможности. |
Обратите внимание: любой канал не дает быстрой отдачи. Возможно, исключение – биржи фриланса. Здесь достаточно зарегистрироваться, заполнить портфолио, просматривать проекты в ленте и отвечать на интересные заказы. Однако через ленту проектов Вы, скорее всего, найдете только частных лиц и микро- бизнес.
Чтобы получить клиентов других типов, потребуется прокачивать профили на биржах, активно общаться в профильных сообществах, работать на репутацию, заниматься PR своих услуг. Это все требует времени и дает отдачу в периодах 1-2 года и больше. Но если этой работой не заниматься, в перспективе Вы не сможете выйти на новых клиентов.
Посмотрите видео, в котором подробно рассказано, как правильно работать с рекламными каналами:
Проверьте, насколько активно Вы ищете заказчиков?
За каждый ответ «Да» ставьте +1 балл, на ответ «Нет» ничего не ставьте.
- Вы обновляете портфолио на биржах фриланса минимум раз в 3 месяца.
- У Вас имеется красиво оформленное резюме.
- Вы – участник крупнейших сообществ по Вашей профессии во ВКонтакте и Facebook и активно общаетесь там.
- Вы зарегистрированы в LinkedIn.
- Вы разместили портфолио на крупнейших сайтах по поиску работы.
- Вы ведете базу постоянных клиентов.
- Вы проходите курсы повышения квалификации минимум 1 раз в год.
- У Вас имеются сертификаты, подтверждающие Вашу квалификацию.
- Вы разработали собственный сайт-портфолио и продвигаете его в поисковых системах.
- Вы постоянно пробуете новые каналы продвижения своих услуг и фиксируете эффективность каждого канала.
- Вы ежедневно мониторите новые проекты на биржах и в профессиональных сообществах.
-
У Вас есть готовые формы брифа, коммерческого предложения для клиентов и эти формы постоянно обновляются.
Оцените результаты:
от 0 до 4 баллов – Вы тратите слишком мало усилий для получения выгодных заказов. К сожалению, это может снижать число проектов, которые Вы получаете. Рекомендуем усилить работу по поиску заказчиков.
от 5 до 8 баллов – уже неплохо, Вы молодец! Если будете продолжать в том же духе, обязательно добьетесь высоких результатов. Пока же рекомендуем обратить внимание на пункты, в которых Вы получили 0 баллов. Проработайте их.
от 9 до 12 баллов – скорее всего, Вы уже нашли самые эффективные каналы привлечения клиентов и активно эти каналы эксплуатируете. Остается только отметить Вашу целеустремленность, которая обязательно приведет к успеху.
Про работу с посредниками на сайте есть отдельная статья: http://www.kadrof.ru/articles/24770
Отправить комментарий
Многие новички сталкиваются со сложностями при поиске клиентов. Пока нет портфолио и отзывов, сложно привлечь внимание заказчиков. С другой ...
Портфолио происходит от англ. portfolio – портфель или папка для документов. Сегодня словом портфолио называют список работ специалиста, ...