Видео дизайнер Аркадий Чумаков: «кто не учится, тот деградирует»
Аркадий Чумаков входит в число топовых фрилансеров в области видео дизайна. В интервью нашему сайту Аркадий рассказал о своей профессии, переходе из офиса на фриланс, принципах работы с клиентами и поделился другой полезной информацией для новичков и опытных фрилансеров. Приятного прочтения интервью!
Расскажите, пожалуйста, как Вы перешли на фриланс, сколько лет работаете в качестве фрилансера и почему решили уйти от карьеры в офисе?
Хочу поблагодарить участников группы за вопросы и возможность поделиться своим опытом. Моя история перехода на фриланс заняла несколько лет, расскажу все поэтапно. В начале карьеры фрилансера мне очень помогла информация с сайта kadrof.ru. Информацию к размышлению я почерпнул именно там. Отдельное спасибо Сергею за хороший ресурс и грамотный подход к делу.
На рынок фриланса я попал еще в 2006 году, когда только-только открылась биржа fl.ru. На тот момент я пробивался мелкими заказами для таких известных нынче людей как Максим Спиридонов (Нетология). Он заказывал у меня аудио монтаж подкастов. В целом все это было не очень серьезно, и я не рассматривал фриланс как источник заработка.
В то же время на основной работе я занимался видеомонтажом новостей. Параллельно создавал видео рекламу, но делал это вечерами и по выходным. Хотелось развития, но не было понимания, как и куда двигаться. Работодатель сделал предложение возглавить рекламный бизнес. На тот момент я посчитал, что это будет интересный опыт, плюс хорошая прибавка к зарплате. Так я ушел с фриланса, чтобы вернуться в 2013 году.
Что произошло к этому времени?
К этому времени я уже сделал карьеру руководителя на фирме. Следующим логическим шагом было занять место генерального директора, но я понимал, что мне его не видать по ряду причин, плюс мне там просто стало скучно. Большое влияние на меня оказали книги М. Е. Литвака, в частности «Принцип сперматозоида», хотя должен признаться, главный шаг – уволиться – я так и не решился сделать. Меня попросту уволили с фирмы, потому что я полностью потерял интерес к ее делам, разругался с начальством и плыл по течению.
Все это происходило в маленьком городе с населением 100 тыс. человек, и найти работу, аналогичную той, что я потерял, было практически невозможно. Но я и не хотел её искать. Я просто понял, что лезу не на свою гору. Как и многие, я занялся фотографией и мечтал зарабатывать на фотостоках, но не преуспел в этом, потому что принципиально хотел снимать не коммерцию, а только то, что нравится мне. Тогда-то я и вспомнил про фриланс и стал брать заказы на fl.ru, и это стало моим единственным источником дохода.
Легко ли было начинать карьеру на бирже после перерыва?
На тот момент конкуренция была еще не столь жестокая. Кризис только разворачивался, и заказчики еще платили нормальные бюджеты. В день сыпалось множество заказов, и можно было перехватить что-то.
Надо понимать, что к тому времени я изрядно растерял навыки именно видеодизайнера. Было вдвойне тяжело одновременно учиться заново и делать заказы, но выбора у меня не было. Ситуация осложнялась наличием кредита за квартиру. Мне нужно было платить каждый месяц по 25 тыс. рублей и выплачивать алименты. Можно сказать, я прыгнул с горы без парашюта, с набором для его сборки, и должен был собрать его в полете.
Получилось ли сразу достаточно заработать на фрилансе?
В первый месяц после увольнения из офиса я заработал целых 40 тыс. рублей и забылся в эйфорию. Но уже во второй месяц столкнулся с жестокой истиной: теперь мои доходы – это только моя забота. Не побегаешь, не поешь. Заработал я во второй месяц около 20 тыс. рублей, но только потому, что не уделял время поиску клиентов. Постепенно все пришло в норму, стали появляться постоянные клиенты.
К концу первого года работы на фрилансе я принял решение зарегистрироваться в качестве ИП. Это было важным шагом для поднятия социального статуса. Мне было сложно объяснить дочери, чем я вообще занимаюсь и откуда у меня деньги. Открытие ИП дало возможность нормально работать с юрлицами и платить налоги.
Расскажите о своей профессии: чем Вы занимаетесь, над какими проектами работаете, как осваивали данную профессию? Есть ли у Вас профильное образование в той сфере, в которой Вы работаете?
Основная специализация – видеодизайн. В основном делаю видеоролики для сайтов и стартапов. Профессию осваивал самостоятельно с помощью книг и уроков в интернете. Профильного образования не получил, да и негде его тогда было получать. Многие тогда учились, работая на телеканалах с хорошим дизайнерским уровнем: НТВ, ТНТ. У меня такой возможности не было. Ездил на курсы Михаила
Спирова по видеодизайну.
Сейчас веду свой канал на YouTube, где рассказываю о новых приемах в работе: https://www.youtube.com/channel/UC1-qXfgP4M60fvPc1R9BsMg
Вы – в числе лидеров на бирже FL. Расскажите, какие преимущества дает лидерство на бирже, и трудно ли было пробиться в лидеры?
Недавно администрация FL ввела платное размещение в топе, поэтому попасть туда может любой желающий. Ранее, когда топ формировался иначе, приходилось тратить массу сил и рисковать. Топ формировался в зависимости от количества проведенных через сервис сделок: чем больше сделок проведешь, тем выше позиция в топе. В случае неудачного сотрудничества исполнитель рисковал своими отзывами. Учитывались только сделки без риска, прямые сделки не влияли на позицию.
Чтобы попасть в топ, приходилось уговаривать клиентов проводить сделки через сайт. Обычно им это не выгодно, поскольку они платят значительную комиссию. Большинство топовых исполнителей пробиваются в топ очень мелкими заказами. Это долгий и малоинтересный процесс.
Преимущество топа было в том, что клиент экономил время – маловероятно появление там человека без опыта работы и отзывов. Сейчас же смысл топа нивелирован появлением платного размещения без явного указания на его рекламный характер. Большинство клиентов не заметят разницу между платным размещением и обычным. Теперь это для меня просто дополнительные расходы на размещение в каталоге. Именно этого и добавилась администрация сайта – чтобы фрилансеры постоянно платили им пусть и небольшую сумму. Клиенты и фрилансеры, на мой взгляд, проиграли в этой ситуации.
Расскажите, пожалуйста, кто в основном заказывает видео инфографику и насколько востребована данная услуга? Каковы перспективы данного рынка, на Ваш взгляд?
Заказчики – интернет магазины и стартапы. Изредка обращаются с телевидения. Периодически с сайта приходят заказы из других стран – Европа, США. Видео инфографика была очень востребована год-два назад, сейчас спрос на нее пошел на убыль, мода прошла. Клиенты ищут новые способы заявить о себе. Это
нормальный процесс. То же самое было с вирусными роликами вроде «шокирующей правды» в стиле макдак вижн. К тому же видео инфографикой называют все, что угодно, кроме видео инфографики. Сюда относят и персонажную анимацию, и объясняющие видео, и дудл, и многое другое.
В целом смысла заходить на этот рынок уже нет, так как он перегрет. Здесь и сотни фринасеров с одноразовыми лендингами, и масса посредников диджитал студий, ряд крупных студий, специализирующихся исключительно на инфографике.
Цены даже на крупных студиях упали до 70 тыс. рублей за минуту и будут снижаться еще больше. Надо понимать, что минутное видео, по сути, плод работы ряда специалистов: сценариста, иллюстратора, звукорежиссера, аниматора и менеджера проекта. Поэтому 70 тыс. рублей на самом деле не столь великая сумма и сопоставима с бюджетом сайта, тем более что хорошее видео способно продавать наравне с сайтом.
Сейчас есть спрос на рисованные проекты в стиле Редбулла, которые делает студия 420. Стоимость секунды готового видео у топов - $100-200. Производство довольно трудозатратное, минутное видео может занять в производстве до месяца. В этой нише есть хорошие бюджеты и клиенты.
Сколько может заработать средний видео дизайнер в данный момент? Если возможно, расскажите о вилке возможных заработков в данной профессии.
Средний специалист, если сможет найти клиентов, от 70 тыс. рублей в месяц. Потолок для одиночного специалиста в районе миллиона рублей в месяц. Далее идут крупные проекты, которые в одиночку не вытянуть, да и не доверят их фрилансеру, слишком велики риски.
Наиболее востребованные направления – маппинг (видео для показа через проектор на зданиях) и трехмерная персонажная анимация. Чтобы заработать, нужно открывать свою фирму. На студиях зарплаты 150-200 тыс. рублей для топовых специалистов в Москве. В среднем же платят 60-90 тыс. рублей.
Участники Клуба фрилансеров попросили узнать, работали ли Вы с заказчиками с TV и если да, то, как фрилансеру можно получить в заказчики TV-каналы?
В 2007 начинал работать именно с ТВ, достаточно изучил этот рынок. На данный момент работать именно с ТВ не вижу смысла по следующим причинам. Введение цифрового ТВ уничтожит региональные телестудии и вместе с ними местные рекламные вставки. Врезка сигнала станет возможна только на областном уровне. Соответственно останутся только крупные игроки вроде ВИ и Газпром медиа, которые работают только с крупными продакшн студиями. Доля ТВ в рекламных бюджетах будет продолжать снижение, доля интернет расти. Этот тренд можно проследить по отчетам профильных сайтов, в частности, АКАР.
Не совсем понял вопрос про ТВ каналы в качестве заказчиков. Если говорить про федеральные каналы, то они содержат свой штат дизайнеров, а рекламные ролики изготавливают продакшн студии.
Еще один вопрос от участников Клуба: кто обычно определяет бюджет проекта – Вы или заказчик? Соглашаются ли клиенты работать на Ваших условиях или требуется подстраиваться под требования заказчика, в том числе под данные заказчиком рамки бюджета?
Бюджет обычно предлагаю я сам, исходя из данных брифа, заполненного клиентом. Почти всегда далее следует уточнение условий и корректировка бюджета в большую или меньшую сторону в зависимости от возможностей клиента.
Как изменения курса валют повлияли на Вашу работу? Меняли ли Вы расценки из-за скачков курса?
Цены поменял в сторону увеличения на 30%, но клиенты оказались не готовы платить. Пришлось идти на другие меры – искать более дешевых дикторов, сокращать набор услуг и т д. Сейчас цены прежние, но состав услуг за эти деньги поменялся в сторону упрощения.
Как Вы считаете, может ли фрилансер-одиночка оставаться востребованным или для сохранения конкурентоспособности необходимо создавать свою команду, пытаться вырасти до студии?
Уже на второй год плотной работы на фрилансе я пришел к тому, что нужно собирать команду. Под командой я понимаю круг людей, которым интересно делать тоже, что и мне, на том же уровне качества. Я не буду брать их в штат или обременять какими-то условиями. Если им интересен конкретный проект, то мы работаем.
Здесь есть один нюанс. Увольняясь, я держал в голове мысль, что мне не интересно работать именно
менеджером. Я не хочу координировать работу других людей, а хочу творить сам и расти в этом. Поэтому я не ставлю себе цель найти 10 землекопов, нагрузить их работой и стричь купюры. Хотя это возможно и многие «студии» именно этим и занимаются: у них есть клиент, под него они нанимают сценариста, иллюстратора и аниматора и как-то что-то собирают.
Вижу как минимум два пути: расти как специалист, и здесь нет потолка. Можно заходить на видеостоки и делать там миллионы: videohive.net и на других подобных сайтах. Можно собирать команду и расти в сторону студии. В целом клиентам менее интересно работать с одиночками-фрилансерами, и зарабатывать в этом случае вы будете в разы меньше, т. к. предлагаете решение только части проблемы, пусть и
дешевле.
Как Вы оцениваете уровень конкуренции на биржах фриланса за последние годы: он растет, не меняется или снижается?
Уровень конкуренции значительно вырос, при этом появилось как много новых интересных лиц, так и новичков. Главными факторами роста считаю падение реальных доходов. Сегодня уровень демпинга превышает все разумные границы. Например, исполнители готовы делать видеоролик, рыночная цена которого 40-50 тыс. рублей, за 6 тыс. рублей.
Процесс снижения цен только начинается, конкуренция будет усиливаться и дальше. Выход в этой ситуации один – профессиональный рост и развитие. Работать над качеством портфолио и осваивать новые техники и приемы, другого ответа демпингу не вижу.
Как Вы считаете, насколько цена важна для клиента и является ли стоимость решающим фактором для заказчика при выборе фрилансера?
В 80% случаев это так. Для меня было открытием, что клиенты покупают не лучшее, а более безопасное с точки зрения рисков. Так вот для них очень хорошее предложение может показаться рискованным. В целом, думаю, клиенты собирают много предложений и выбирают что-то среднее по цене и приемлемое по качеству.
Берете ли Вы предоплату? И если да, пожалуйста, дайте пару советов, как убедить клиента дать предоплату? Есть распространенная проблема, связанная с боязнью клиентов давать предоплату фрилансерам. С другой стороны, работа без предоплаты – это большой риск для исполнителя.
Я не напишу ни строчки сценария и не сделаю ни одной сцены, пока клиент не подпишет договор или не внесет половину оговоренной суммы. Это железное правило, которое дает мне уверенность в том, что время не будет потрачено впустую, а клиента настраивает на серьезную работу над проектом. Гарантии клиента в моем случае – это работа через сайты с резервировием или оплата на расчетный счет с подписанием договора через ИП. До того момента, как стал работать через ИП, предоплату соглашались платить в основном через гаранта – FL и аналогичные сайты.
Клиенту следует предоставить подтверждение вашего существования, а также квалификации. Это номер телефона и адрес. Письма клиентов, отзывы на сайтах, проект договора со сканом вашего паспорта (на этапе оформления сделки). Хорошо иметь сайт с кейсами и портфолио. Все это увеличит шансы на получение предоплаты и поднимет ваш статус в глазах клиентов.
Вы давно и успешно работаете фрилансером. Пожалуйста, дайте пару советов новичкам, что необходимо сделать, чтобы начать зарабатывать на фрилансе?
Исключительно фрилансером я работаю всего 3 года. Лучший совет, который я получил в жизни – не давать советов. Ведь если я дам совет, а он не сработает, то я наживу врага. Могу поделиться своими жизненными истинами, за которые я заплатил деньгами и временем, хотя чужой опыт мало кого учит.
- Работать только по предоплате. Нет денег, нет мультиков.
- Учитывать доходы и расходы
- Приоритеты. На первом месте вы сами. Не полюбишь себя, никто тебя не полюбит. На втором месте клиент (начальник). Клиент или начальник платит деньги и от него зависит ваша физическая жизнь. Не нравится клиент или начальник – уволь его или уволься сам, но будь готов побегать, чтобы найти ему замену. На третьем месте сексуальный партнер. Найти его довольно хлопотное занятие, поэтому стоит беречь отношения.
- Не надо «тыкать» клиентам, лучше держать дистанцию. Как исполнителю это выгоднее, есть место для маневра.
- Не связываться с проблемными клиентами даже за большие деньги.
- Иметь годовой запас денег на жизнь без работы.
- Выращивать постоянных клиентов.
- Начинать утро с прогулки 20-40 минут.
- Вставать из-за компьютера каждый час.
- Пить чистую воду в зависимости от массы тела.
- Начинать день с уроков по своей специальности. Кто не учится, тот деградирует.
- Делать то, что вдохновляет. Как говорил Шекспир, в чем нет услады, в том и толку нет.
- Делиться. Ваши знания завтра не будут стоить ничего. Бояться конкуренции, значит признать свою слабость как профессионала.
Спасибо за интервью!
Капец я просто в шоке от озвученых цен и от того что одиночка может заработать МАКСИМУМ ! МИЛЛИОН ! Это просто капец, я новичек и о таких сумах могу только мечтать . Максимум что я зарабатывал уже чисто на фрилансе (Дизайн ) это около 2-3000 рублей в месяц , какой уж там МИЛЛИОН((((((((((((
А что вы так удивляетесь? Клиенты разные бывают. Кто-то готов хорошо заплатить. Но нужен определённый уровень профессионализма, чтобы зарабатывать достойно. Спасибо вам за интервью! Интересно: Аркадий всегда выполняет советы, которые дал?
Отправить комментарий
Развитие удаленной работы – мировой тренд. В России пока мало компаний, все сотрудники которых работают удаленно. Сегодня у нас в гостях ...
Анна – филолог по образованию – начала удаленно работать в декрете. Она занималась переводами. После завершения декретного отпуска решила не ...