Как копирайтеру проверить заказчика до начала работы?
Копирайтеры на фрилансе находятся в зоне риска. Часто именно копирайтеров заказчики просят выполнять тестовые задания, при этом результаты тестовых они могут использовать без оплаты. Это не честно, но подобные ситуации на рынке встречаются.
Среди таких клиентов могут быть:
- Люди, которые под видом тестовых заданий дают реальную работу и не оплачивают ее.
- Нечестные копирайтеры, которые обманывают коллег. Например, получают заказ на бирже, поручают написание текста другому исполнителю, а получив работу, отправляют ее своему заказчику, ничего не оплачивая коллеге.
- Фрилансеры, которые собирают тексты под видом тестовых и затем пытаются их продать через биржи статей.
-
Есть и другие типы клиентов, которые маскируются под реальных заказчиков, но на самом деле не хотят оплачивать работу.
В этой статье я расскажу, как можно бороться с подобными клиентами и минимизировать свои риски.
1. Соберите информацию о заказчике
Еще до ответа на проект попробуйте проверить надежность клиента. Например, посмотрите, когда зарегистрирован аккаунт клиента на бирже или сайте, где вы ищете работу, историю проектов заказчика, были ли негативные отзывы о проектах клиента на сайте?
Как правило, биржи быстро выявляют обманщиков, так как на их аккаунты поступают жалобы в службу поддержки. Таких клиентов блокируют. Если аккаунт на бирже старый, это может говорить о надежности, но не всегда.
Бывают ситуации, когда доступы к старым аккаунтам продаются, и мошенники этим пользуются. Они покупают доступ от старого аккаунта с хорошей историей и размещают от его имени проект. Исполнители думают, что заказчик надежный, и попадают в ловушку. Если в истории аккаунта вы видите, что между последним старым и добавленным новым проектом прошло очень много времени (порой год или два), это повод насторожиться.
Есть и другие способы собрать информацию о заказчике. Они описаны в этой статье, рекомендую ее прочитать и пользоваться как инструкцией.
2. Обсудите с клиентом проект и посмотрите на реакцию
Мошеннику неинтересно тратить много времени, чтобы получить текст от исполнителя. Он нацелен быстро собрать тексты от фрилансеров и исчезнуть.
Поэтому такой клиент будет неохотно отвечать на ваши вопросы по проекту, что-то уточнять по текстам, зато будет постоянно вас подгонять и просить быстрее сделать работу. Спешка со стороны клиента – первый признак возможного обмана.
Попробуйте расспросить клиента о проекте, для чего нужны тексты, на каком сайте они будут выкладываться. Реальный клиент без проблем ответит на подобные вопросы, а вот мошенник начнет напрягаться и скорее всего исчезнет.
3. Тестовое задание – тестовому задаю рознь
Реальное тестовое задание должно проверять квалификацию исполнителя. Но это не должна быть готовая работа, которую можно использовать. Никаких готовых текстов в виде тестовых заданий делать не нужно!
Например, когда мне нужны копирайтеры, то я если и прошу сделать тестовое задание, то обычно это просьба написать пару абзацев. Мне этого достаточно, чтобы понять, что умеет делать человек.
Если клиент настаивает на написании длинной статьи в качестве теста – скорее всего, это обман. Реальное тестовое задание не должно занимать более 15-30 минут времени у исполнителя.
4. Защищайте свои тексты!
Если клиент настаивает на написании тестовой статьи, а у вас нет работы и вы готовы пойти на риск, то предупредите клиента, что добавите текст в Яндекс.Вебмастер и зальете на Яндекс.Диск до отправки заказчику. Также можете добавить тестовое задание сразу в свое портфолио или выложить на своем сайте. Для подстраховки.
Если клиент реальный, то подобные меры предосторожности со стороны копирайтера его не отпугнут. Он же все равно не планировал использовать тестовую работу.
Если перед вами мошенник, он не согласится на подобные условия, т.к. своровать такой текст или использовать его он уже не сможет.
Другие способы защиты текстов можно посмотреть в этой статье.
5. Проведите сделку через биржу
Есть клиенты, которые просят написать тестовую статью на условиях, что если она им понравится, то они ее оплатят и будут использовать. Их не устроит, если копирайтер выложит такую статью на своем сайте или добавит в Яндекс.Вебмастер (посмотрите информацию об инструменте «Оригинальные тексты»).
В этом случае можно добавить написанную статью в магазин готовых текстов на любой бирже копирайтинга, а клиенту отправить ссылку на страницу в магазине, где он сможет приобрести текст. Если статья его не устроит по качеству, он сможет вернуть деньги от биржи, обратившись в арбитраж. То есть клиент ничем не рискует, и вы себя тоже защищаете.
6. Ищите надежных клиентов
Есть компании, команды, интернет-проекты и сайты, которые давно работают с копирайтерами и имеют определенную репутацию и известность.
Им не выгодно кидать исполнителей, ведь тогда пострадает их репутация и бизнес. Никто не захочет писать тексты для сайта, который обманывает авторов, и об этом всем известно.
Пример такого проекта – «Тинькофф Журнал», есть и другие известные сайты и СМИ, которые принимают статьи от авторов. Есть SEO-агентства, которые набирают копирайтеров на удаленную работу. Также подобные вакансии встречаются в Яндексе.
Ищите подобных клиентов и старайтесь наладить с ними постоянное сотрудничество.
Не бойтесь писать владельцам и редакторам известных интернет-проектов напрямую и предлагать свои услуги.
Резюме
Не стоит бросаться писать тестовые тексты, как только заказчик вас об этом попросит. Взвесьте все «за» и «против» в каждом случае. Проверьте надежность клиента. Лучше потратить время и выявить потенциального обманщика, чем потом потратить еще больше на выполнение тестовой работы, за которую никто не собирался платить.
Если вы уже имеете опыт в копирайтинге и портфолио, то не стесняйтесь говорить об этом клиентам. Обычно тестовые просят у новичков и неизвестных фрилансеров. Если у вас уже есть имя, рейтинг на биржах, вы – не новичок. Если клиент хочет работать с вами, то предложите внести хотя бы минимальную предоплату или провести сделку через биржу. Вы, как исполнитель, имеете полное право защищать свой труд и снижать риски, как и клиент, желающий проверить вашу квалификацию до начала работы.
Автору спасибо ха статью, очень полезная для начинающих копирайтеров.
Отправить комментарий
Мало кому нравятся правки. Они требуют времени и нервов. Нет ничего хуже, чем переделывать проект в процессе его разработки! К сожалению, редкий ...
Многие конфликты на проектах происходят из-за нереальных параметров сделок. Клиенты хотят работать на условиях, которые невозможно обеспечить. ...