Как разводят опытных фрилансеров? 13 манипуляций, про которые нужно знать
Кажется, с опытом приходит мудрость, и обмануть бывалого фрилансера сложно. Как бы не так! И на опытного специалиста находятся «хитрые» заказчики со своими приемами-ловушками. В этой статье я расскажу про манипуляции, которые используют в отношении профессиональных фрилансеров и не только.
Обязательно прочитайте статью до конца – самые хитрые способы находятся там.
1. Перекладывание ответственности
Заказчик просит исполнителя принять решение, которое на самом деле должен принимать сам. Впоследствии возлагает всю ответственность за сделанный выбор на исполнителя, что дает широкие возможности для манипуляций фрилансером.
Например, вы делаете два варианта баннера на выбор. Заказчик просит вас сказать, какой вариант вы бы выбрали. Если вы указываете на один из вариантов, заказчик с вами соглашается и размещает его. Затем вам говорят, что баннер сработал плохо, и вы виноваты в том, что посоветовали заказчику этот вариант. Соответственно, вас просят что-то сделать бесплатно или вернуть деньги, нажимая на чувство вины.
Что делать: не принимать решения за заказчика. Не соглашаться работать на условиях «сделайте так, как считаете нужным, а если результат нам не понравится, мы вам не заплатим». Если варианты дизайна, текста и т.д. должен выбирать заказчик, пусть он выбирает и принимает на себя ответственность за свое решение.
2. Устные договоренности
На словах вам обещают одно, а на деле делают совершенно другое. Выход здесь простой: все договоренности фиксировать письменно. Если обсуждаете важные моменты по телефону, обязательно после разговора делайте контакт репорт.
Помните: устные договоренности ничего не значат. Заказчик всегда может сказать, что этого не говорил или его неправильно поняли.
3. Вы должны были меня предупредить…
Часто такой прием используется, чтобы не платить за дополнительные работы. Например, в процессе выполнения проекта заказчик попросил внести доработки, которые не входят в техническое задание и соответственно в стоимость проекта.
Если вы попросите за доработки доплату, а до начала работ о платности доработок не предупреждали, заказчик может сказать: «Я не буду ничего доплачивать. Вы должны были меня предупредить, что доработки будут стоить денег, а раз не предупредили – делайте бесплатно. Мне сырой продукт не нужен».
Выход здесь один: предупреждать заказчиков обо всех существенных условиях работы до начала проекта. Прописывать эти условия в договоре, если вы заключаете официальное соглашение.
4. Начальник хочет
Этот прием используют менеджеры, которые в свою очередь согласуют работу со своим начальством. Вы делаете проект. Вам согласовали первую часть, вы приступили ко второй, как вдруг прибегает заказчик и очень просит внести доработки в уже согласованную работу. Объясняет это тем, что так хочет руководство. И вам бы рады доплатить за новый функционал, но начальство выделило фиксированный бюджет, который никак нельзя поднять. Пожалуйста, помогите, начальство рвет и мечет.
На самом деле под «желаниями начальства» могут маскироваться доработки, которые от вас хотят получить без доплаты. Здесь ориентируйтесь на ситуацию в целом. Если «желания руководства» появляются нечасто и в целом проект прибыльный, можете принять эти правила игры. В ином случае попросить доплатить за доработки.
5. Это формальность!
Вас просят подписать договор на кабальных условиях, объясняя, что договор – это формальность, которую просто нужно подписать, и никто по договору ничего требовать не будет. Если подпишете, то работать с вами будут именно в рамках подписанного договора, т.е. «возьмут в рабство». Никогда не подписывайте кабальные договоры и не верьте, что это «формальность».
6. Типовой договор
Вас просят подписать договор, в котором есть невыгодные и даже неприемлемые для адекватного исполнителя условия. Однако изменить договор вам не позволяют, т.к. документ якобы «типовой» и со всеми подписываются именно такие контракты.
На самом деле, если заказчик заинтересован в услугах фрилансера, то и договор можно без проблем изменить. Под «типовыми договорами» часто прячут откровенно кабальные контракты, которые нельзя подписывать в принципе.
Перед подписанием любого договора возьмите консультацию у юриста. Пусть специалист проверит документ на наличие подводных камней, которые могут доставить вам много хлопот. Либо закажите юристам типовой договор, который будете предлагать клиентам и который защитит ваши интересы.
7. Дайте гарантии!
Не все и не всегда можно гарантировать. Однако есть заказчики, которые просят дать прогноз или предоставить какой-то расчет, который покажет прогнозируемую эффективность вашей работы. Якобы расчет нужен для начальства, которое без гарантий договор не подпишет. Если согласитесь гарантировать то, что нельзя в принципе гарантировать, то получите серьезные проблемы. Ведь вам придется исполнять ваши обещания.
Вы можете сделать некий расчет, но крупно на нем написать: «Расчет является прогнозным, его исполнение не гарантируется. Реальные значения могут отличаться от указанных в расчете в большую или меньшую сторону». Не забудьте то же самое прописать в договоре.
8. Не оплатим, и все по договору
Этот прием может использоваться при работе по договору. Контракт могут составить так хитро, что даже после исполнения своих обязательств вы денег просто не увидите. Потому что заказчик, например, не подпишет акт, а оплата по договору возможна только после подписания акта. Вуаля, и вы уже остались без денег!
Поэтому любой договор внимательно проверяйте с юристами. Если вы не специалист по праву, вы можете не разобраться в хитрых формулировках, предложенных заказчиком.
9. Судимся на Луне
Часто в договорах заказчики прописывают, что все споры должны решаться в суде по месту нахождения заказчика. Если вы живете в Хабаровске, а заказчик находится в Москве, вряд ли вы поедете в столицу вести судебные тяжбы. Поэтому заказчик может просто не оплатить вашу работу, рассчитывая, что в суд вы не поедете.
Внимательно проверяйте условия разрешения споров, прописанные в договоре!
10. Кидок, сэр!
Есть клиенты, которые откровенно «кидают». То есть не платят, если вы не подадите на них в суд и не выиграете дело. Расчет на то, что из-за мелких сумм судиться невыгодно, и вы не решитесь связываться с клиентом из-за долга в 10, 20 или 30 тыс. рублей.
До начала работы с любой компанией соберите информацию о контрагенте. Проверьте репутацию компании, отзывы подрядчиков о ней, историю судебных разбирательств с фирмой. Не думайте, что договор вас защищает. К сожалению, даже подписанный контракт – не гарантия от «кидка».
11. Фальшстарт
О, эта классика жанра! Вам говорят, что фирма заказчика очень крупная и все согласования и документы в ней проходят очень долго. А начинать работу над проектом нужно было «еще вчера». Короче, давайте как можно быстрее приступать к работе, пока документы проходят цепочку согласований. Не переживайте – контора крупная, кидать никто не намерен.
Вы не заметите, как сделаете проект или его большую часть, а документы еще будут «кочевать» по отделам. В итоге вам скажут, мол, извините, контракт не подписали, либо попросят согласиться на оплату в 2, 3 или 5 раз ниже, т.к. проекту срезали финансирование. Не согласны? Свободны! А проект-то уже сделан…
Выход один: не начинать работу до подписания договора и внесения предоплаты. Если заказчику действительно нужно сделать работу срочно, он сможет оперативно провести все согласования.
12. «Дойка»
Это не совсем обман, скорее прием, позволяющий заказчикам экономить бюджеты. Вас пытаются сильно прогнуть по цене, мотивируя тем, что заказчик – крупная компания, и проект будет украшением вашего портфолио.
Вас могут заставить работать ниже себестоимости, и вы по сути будете доплачивать клиенту из своего кармана, делая такой проект. А добавить его в портфолио вы не сможете, поскольку вам это запретят сделать хитрым условием в договоре.
Никогда не соглашайтесь работать без прибыли.
13. Тендеры
Заказчик под видом тендера или конкурса собирает идеи, которые затем реализует его знакомый подрядчик или штатные специалисты. Чтобы не попадаться на такой прием, не участвуйте в тендерах или конкурсах в принципе.
Читайте также:
- 5 признаков заказчика, который хочет вас обмануть
- Как обманывают в Интернете?
- 12 способов проверить заказчика через Интернет
Отличный список разводов. По опыту знаю, что в нашей стране само наличие договора не является гарантиями, если у вас нет постоянной юридической поддержки. И суды работают тоже известно как. Поэтому лучшая гарантия того, что заказчик не кинет это предоплата и прописанные текстом условия работы, желательно ТЗ
Да, полностью согласна с Петром... ни один договор без хорошей юридической поддержки не имеет веса. Лично я еще ни разу не работала копирайтером по договору, но в других сферах моей жизни такое случалось. Например, при сдаче жилья в аренду. И тут хоть на 20 страницах распиши, если арендатор попадется кидалой, без суда свои деньги не стрясешь.
Все-таки лучшая система работы - по полной или поэтапной предоплате.
Конечно, про то, что Заказчик в договоре может указать пункт про решение судебного спора по месту регистрации Заказчика, можно не беспокоиться вообще. По действующему законодательству иск можно подавать и по месту своего проживания. Так как договор в этом случае будет противоречить закону, этот пункт становится недействительным.
Отправить комментарий
Есть признаки, по которым можно достаточно точно определить, является тестовое задание реальным или обманом, когда под видом тестового дают ...
К сожалению, в Интернете достаточно лохотронов, на которые попадаются люди. Мы собрали популярные схемы обмана и составили своеобразный ТОП-10 ...