Как измерить адекватность клиента?
Многие конфликты на проектах происходят из-за нереальных параметров сделок. Клиенты хотят работать на условиях, которые невозможно обеспечить. Если фрилансер соглашается, т.к. «других клиентов нет, а деньги нужны», итог такой работы часто печален. Ниже я хочу поделиться своей системой оценки адекватности проектов, которая позволяет мне выбирать те проекты, которые реально выполнить, и не работать с изначально нереальными сделками.
При отборе проектов я оцениваю адекватность задачи по следующим пунктам:
1. Требования
Они должны быть разумными и реальными. Вы, как исполнитель, должны верить, что эту задачу можно решить. Еще лучше – знать, как это сделать и иметь опыт выполнения подобных проектов.
2. Сроки
Если они нереальны – проект заведомо провальный. Если клиент не хочет слышать про реальные сроки – лучше с проектом не связываться. Все мысли типа «поработаю вечерами, не буду спать ночами» – кончаются большими проблемами.
3. Бюджет
Он должен соответствовать сложности задачи. Если клиент считает, что качественный сайт можно создать за 5 тыс. руб., дизайнер питается воздухом, а программист рад работать за идею, не стоит терять время на такой проект.
4. Гарантии
Гарантировать можно только то, что вы полностью контролируете. Если в процессе есть факторы вне вашей зоны контроля – гарантии давать нельзя. Ни один врач в мире не дает гарантий, что вы проснетесь завтра утром, даже если сегодня вы чувствуете себя идеально. Почему же вы должны давать клиентам гарантии, которых дать нельзя?
Любой бизнесмен – а именно бизнес заказывает услуги фрилансеров – должен понимать, что он идет на риск. Если он хочет, чтобы вы разделили с ним риски его бизнеса – пожалуйста, пусть вводит в состав учредителей и делит с вами прибыль либо работает по схеме «оплата издержек исполнителя + премия». Но ведь не согласится.
Резюме
Просматривая проекты на бирже или заявки, оценивайте их реальность по 4 параметрам: требования, сроки, бюджет, гарантии. Если клиент не адекватен по 1 параметру – это можно устранить путем переговоров. Если неадекватность идет по 2 и более параметрам – лучше с работой не связываться и поискать другой проект.
Отправить комментарий
Иногда телефон звонит не вовремя. В этой статье я расскажу, как вежливо закончить разговор со знакомым, другом или клиентом, и не обидеть ...
Эти советы помогут избежать конфузных ситуаций, способных испортить отношения с человеком и привести к другим нежелательным последствиям. Давайте ...