Когда с заказчиком надо прощаться?
Новички заказчиков не выбирают. Однако в жизни любого фрилансера наступает момент, когда надо определенным клиентам говорить «Нет». И хотя трудно отказываться от заказов, но иногда – это единственный выход, чтобы избавиться от проблем в будущем. Сразу скажу – статья посвящена опытным фрилансерам, которые сформировались как профессионалы и имеют возможность выбирать, с кем работать.
Клиент не знает, что ему нужно
Не тратьте Ваше время на образование клиента. Если он решил обратиться к Вам, не удосужившись хотя бы приблизительно разобраться в теме разговора, не стоит заниматься бесплатным ликбезом. Нежелание клиента разбираться в предмете разговора означает лишь одно – заказчик несерьезно относится к работе с Вами. И тот же сайт ему нужен исключительно для галочки, а не для повышения продаж. И в этом случае продать хорошее решение клиенту не удастся. Бюджет смутит. А плохое продавать себе дороже (теряем репутацию).
Эту ошибку я совершал несколько раз. В последний раз, когда я пришел к клиенту – а он не смог объяснить мне простых вещей (вплоть до того, чем занимается его фирма), я просто отказался от работы с ним. Как правило, такое сотрудничество оборачивается пустой тратой сил и нервов с обоих сторон и никакими финансовыми результатами (хорошо, если не убытками).
Клиент предлагает бюджет ниже плинтуса
Бытует мнение, что клиента можно раскрутить на любую сумму, если объяснить ему все преимущества Вашего предложения. И человек, рассчитывающий потратить 15 тысяч, с легкостью отдаст 30 или 45 тысяч. Сказки. Как показывает практика, у клиента при обращении к фрилансеру уже сидит в голове определенная сумма, в которую он оценивает работу. Например, написать рекламный текст стоит 100 рублей и никак не больше. И не надо пытаться клиенту, желающему приобрести «Оку», предлагать «Тойоту». Не купит, даже если объяснить все преимущества импортного автомобиля по сравнению с отечественной малолитражкой.
Именно поэтому многие солидные фрилансеры сразу говорят о ценах, чтобы не тратить свое время на пустые переговоры с клиентами, не готовыми платить адекватные деньги за хорошую работу.
Не хочет платить предоплату
Попадаются заказчики, которым любого портфолио мало. А вдруг Вы мне плохо сделаете? Вот вначале дайте результат – потом деньги. Практика показывает: так работают только «кидки», рассчитывающие получить профессиональную работу за бесплатно. Просто не обращайте внимание на клиентов, отказывающихся платить предоплату (хотя бы 30%, но лучше работать на 50% предоплате). Или приготовьтесь раздавать плоды своего труда на безвозмездной основе.
Не разговаривает
Готов платить, но не готов обсуждать детали технического задания, предоставлять информацию о компании, о собственном продукте. В общем, из разряда «угадайте, что я хочу». Если разгадка кроссвордов не является Вашим любимым увлечением, выбирайте других заказчиков. Иначе будете все многократно переделывать, пытаясь воплотить неизвестные Вам желания клиента.
Самодур
Клиенты, придирающиеся к каждому слову, цепляющиеся к мелочам, желающие достичь абсолютного идеала. Да не ругайте меня коллеги, но идеального в мире ничего нет. И в работе профессионала кто-то найдет изъяны (сколько людей – столько и мнений), а самодур – тем более. Есть клиенты, которые убеждены: надо заставить человека поработать. И даже если Вы предоставите качественную работу, Вас все равно будут заставлять ее переделывать просто потому, что заказчик будет считать: Вы еще не отработали свой гонорар в полной мере.
Список можно продолжать, но основные типы, надеюсь, описал. Будьте бдительны! И выбирайте хороших заказчиков, предлагая им качественную работу за адекватные деньги.
Отправить комментарий
Данная статья будет жесткой. Но иначе нельзя. Не получится объяснить то, что мешает продавать услуги по адекватной цене. Изложенные в статье ...
Обычно я никогда не даю номер мобильного телефона новым клиентам, если они находятся в другом городе или регионе. И тому есть веские причины, ...