Профессия бренд-менеджер: как им стать и где учиться?
В России появилась относительно недавно – около 10-15 лет назад. Ее представители занимаются управлением брендами – самым ценным, что есть у компаний. Анализируют рынки, управляют ассортиментом, запускают рекламные кампании.
Это интересная сфера для людей, которым нравится творчество и аналитика. При этом профессия позволяет работать как удаленно, так и в офисе. Устроиться в международные компании и сделать в них карьеру.
Содержание статьи:
- Бренд-менеджер: кто это и что он делает?
- Кому подойдет такая работа?
- Плюсы и минусы профессии
- Сколько зарабатывают специалисты?
- Что нужно знать и уметь?
- Как стать бренд-менеджером?
- Где искать работу после учебы?
Бренд-менеджер: кто это и что он делает?
Чтобы проще объяснить, чем занимается бренд-менеджер, необходимо рассказать, что такое бренд. Это товар или услуга, который пользуется спросом, имеет определенную репутацию у покупателей. Как правило, это качественные продукты, которые известны многим. Примеры брендов: смартфоны Apple, автомобили Volkswagen, часы Casio, обувь Ecco, банковские услуги Сбера.
Бренд-менеджер – это специалист, который управляет брендом на рынке. Его задача – поддерживать имидж марки, повышать уровень продаж, увеличивать долю рынка и прибыль, которую получает производитель.
Для этого менеджеры по развитию бренда анализируют рынок и потребителей. Корректируют ценовую политику. Работают с каналами продаж, то есть принимают решения, где и каким образом будут продаваться товары определенного бренда. Например, нужно ли создавать сеть фирменных магазинов или можно поставлять продукт в супермаркеты.
Они занимаются ассортиментом. Могут расширять его за счет новых модификаций или сужать. Например, анализ может показать, что стоит запустить семейные упаковки большого объема со скидками, и это поможет привлечь новых клиентов.
Также они занимаются продвижением. Участвуют в разработке рекламных кампаний, выборе креативов, размещении рекламы. Определяют, что и каким образом должен «сообщать» бренд своим потребителям. Какие преимущества необходимо доносить до клиентов. На чем делать акцент в кампании. Каких героев использовать в роликах.
Подытожим, что входит в должностные обязанности бренд-менеджера:
Бизнес и маркетинговые задачи |
Креативные (творческие) функции |
|
|
Это далеко не все обязанности, которые может выполнять сотрудник. Они могут отличаться в разных компаниях. Например, функции могут включать контроль размещенных на фабриках заказов. Управление активностью в социальных сетях (SMM). Взаимодействие с PR-отделом. Создание мотивационных программ для отдела продаж. Деловую переписку с поставщиками и многое другое.
Кому подойдет профессия бренд-менеджера?
- Людям, у которых аналитические и творческие способности развиты в равной степени.
- Кому хочется заниматься интересным делом, в котором мало рутины.
- Желающим реализовать свой творческий потенциал, креативным натурам.
- Исследователям. Если вам нравится изучать окружающий мир, выявлять закономерности, искать свободные ниши – это профессия вам понравится.
- Желающим сделать карьеру в сфере рекламы, маркетинга, работать в крупных компаниях, в том числе – международных.
-
Организаторам, умеющим управлять людьми, формировать команды.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
Сколько зарабатывают бренд-менеджеры?
Молодые специалисты без опыта начинают с зарплаты около 50-60 тыс. рублей в месяц. Затем доходы быстро растут.
Например, средняя зарплата бренд-менеджера с опытом работы 1-2 года составляет 80-100 тыс. рублей. Еще через год она может увеличиться до 150 тысяч. Опытные специалисты получают порядка 200-250 тыс. рублей в месяц.
Параллельно с работой в офисе можно консультировать клиентов на фрилансе. Брать заказы на проведение конкурентного анализа, поиск ниши, позиционирования. Консультации обычно стоят от 1000-2000 до 15000 рублей. Искать заказчиков можно на биржах фриланса. Новички часто выбирают Кворк.
Также есть возможность работать удаленно. При такой форме занятости ездить в офис не требуется, а работодатель может находиться даже в другом городе.
Что нужно знать и уметь?
Профессиональные знания и навыки |
Личные качества (Soft Skills) |
|
|
В ряде вакансий можно встретить требования о наличии высшего маркетингового образования или свидетельства о повышении квалификации в этой области (то есть прохождение курсов). Не будет лишним знание английского языка. В международных компаниях это требование является обязательным. Ряд работодателей отдают предпочтение кандидатам с опытом работы в их сфере. Например, в HoReCa (кафе, общепит).
Как стать бренд-менеджером?
Есть два варианта, где можно учиться специальности:
- Закончить профильный вуз и получить высшее образование в сфере маркетинга. Затем пойти на практику или стажировку, и в случае успешного прохождения стать штатным сотрудником.
-
Пройти курсы переквалификации, получить свидетельство и начать работать либо как частный специалист, либо трудоустроиться в компанию.
Считается, что лучшее образование в сфере маркетинга в России можно получить в МГУ им. Ломоносова, Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ), ГУУ (Государственный университет управления), МГИМО, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российском университете дружбы народов (РУДН). В этой статье можно посмотреть рейтинг вузов Москвы за 2020-2021 год по данным портала HH.ru.
Где можно учиться на бренд-менеджера в интернете?
Есть онлайн-курсы, на которых можно получить необходимую подготовку и документ о повышении квалификации.
Название курса |
Описание |
Курс в онлайн-университете Нетология. По окончании выдают диплом. Компания имеет государственную лицензию. Обучение идет в формате видео лекций. После них выполняются практические работы. По итогам курса защищается диплом. В университете действует программа помощи студентам в трудоустройстве. |
|
Бренд-менеджер (по акции иногда открывают бесплатный доступ к ряду занятий, о чем пишу на странице курса) |
Курс в Skillbox. Подходит специалистам по рекламе, маркетологам, которые хотят стать бренд-менеджерами. Позволяет системно освоить теорию, получить практику. Программа обучения включает: ключевые показатели рынка, базовые маркетинговые исследования, SWOT-анализ, экономику бренда и ценовое позиционирование, запуск нового продукта, лекции по коммуникациям. Заканчивается обучение лекцией по разработке коммуникационной стратегии и сдачей дипломной работы. |
Где искать работу?
- На сайтах HH.ru, VC.ru. Здесь можно найти предложения как для начинающих специалистов, так и людей с опытом. Крупные компании обычно публикуют вакансии на HH.ru.
- В сети Facebook. Для этого в поиске задайте запросы: ищу бренд-менеджера и подобные. Также в ФБ есть группа Работа в PR и маркетинг. Туда можно вступить и отслеживать вакансии.
-
В других группах, посвященных рекламе и маркетингу.
Как найти специалиста?
- Если вам нужен бренд-менеджер для разового проекта или на удаленную работу, добавьте вакансию на Биржу сайта Kadrof.ru. Добавление проектов доступно после регистрации. Сервис для работодателей бесплатный.
- Посмотрите резюме специалистов на LinkedIn, в Фейсбуке, например, в группе Вакансии&Кандидаты. Попросите рекомендовать подходящих кандидатов в группах по рекламе и маркетингу. Часто так получается найти хороших специалистов.
-
Разместите вакансии на сайте HH.ru.
Отправить комментарий
Эти две профессии сегодня востребованы. Поэтому многие люди, выбирая новую специальность, рассматривают их. Прочитав статью, вы узнаете, кем проще ...
Новая специальность, которая становится востребованной. Торговля через маркетплейсы набирает обороты. Компаниям нужны сотрудники, которые умеют ...