Профессия бренд-менеджер: как им стать и где учиться?
В России появилась относительно недавно – около 10-15 лет назад. Ее представители занимаются управлением брендами – самым ценным, что есть у компаний. Анализируют рынки, управляют ассортиментом, запускают рекламные кампании.
Это интересная сфера для людей, которым нравится творчество и аналитика. При этом профессия позволяет работать как удаленно, так и в офисе. Устроиться в международные компании и сделать в них карьеру.
Содержание статьи:
- Бренд-менеджер: кто это и что он делает?
- Кому подойдет такая работа?
- Плюсы и минусы профессии
- Сколько зарабатывают специалисты?
- Что нужно знать и уметь?
- Как стать бренд-менеджером?
- Где искать работу после учебы?
Бренд-менеджер: кто это и что он делает?
Чтобы проще объяснить, чем занимается бренд-менеджер, необходимо рассказать, что такое бренд. Это товар или услуга, который пользуется спросом, имеет определенную репутацию у покупателей. Как правило, это качественные продукты, которые известны многим. Примеры брендов: смартфоны Apple, автомобили Volkswagen, часы Casio, обувь Ecco, банковские услуги Сбера.
Бренд-менеджер – это специалист, который управляет брендом на рынке. Его задача – поддерживать имидж марки, повышать уровень продаж, увеличивать долю рынка и прибыль, которую получает производитель.
Для этого менеджеры по развитию бренда анализируют рынок и потребителей. Корректируют ценовую политику. Работают с каналами продаж, то есть принимают решения, где и каким образом будут продаваться товары определенного бренда. Например, нужно ли создавать сеть фирменных магазинов или можно поставлять продукт в супермаркеты.
Они занимаются ассортиментом. Могут расширять его за счет новых модификаций или сужать. Например, анализ может показать, что стоит запустить семейные упаковки большого объема со скидками, и это поможет привлечь новых клиентов.
Также они занимаются продвижением. Участвуют в разработке рекламных кампаний, выборе креативов, размещении рекламы. Определяют, что и каким образом должен «сообщать» бренд своим потребителям. Какие преимущества необходимо доносить до клиентов. На чем делать акцент в кампании. Каких героев использовать в роликах.
Подытожим, что входит в должностные обязанности бренд-менеджера:
Бизнес и маркетинговые задачи |
Креативные (творческие) функции |
|
|
Это далеко не все обязанности, которые может выполнять сотрудник. Они могут отличаться в разных компаниях. Например, функции могут включать контроль размещенных на фабриках заказов. Управление активностью в социальных сетях (SMM). Взаимодействие с PR-отделом. Создание мотивационных программ для отдела продаж. Деловую переписку с поставщиками и многое другое.
Кому подойдет профессия бренд-менеджера?
- Людям, у которых аналитические и творческие способности развиты в равной степени.
- Кому хочется заниматься интересным делом, в котором мало рутины.
- Желающим реализовать свой творческий потенциал, креативным натурам.
- Исследователям. Если вам нравится изучать окружающий мир, выявлять закономерности, искать свободные ниши – это профессия вам понравится.
- Желающим сделать карьеру в сфере рекламы, маркетинга, работать в крупных компаниях, в том числе – международных.
-
Организаторам, умеющим управлять людьми, формировать команды.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
Сколько зарабатывают бренд-менеджеры?
Молодые специалисты без опыта начинают с зарплаты около 50-60 тыс. рублей в месяц. Затем доходы быстро растут.
Например, средняя зарплата бренд-менеджера с опытом работы 1-2 года составляет 80-100 тыс. рублей. Еще через год она может увеличиться до 150 тысяч. Опытные специалисты получают порядка 200-250 тыс. рублей в месяц.
Параллельно с работой в офисе можно консультировать клиентов на фрилансе. Брать заказы на проведение конкурентного анализа, поиск ниши, позиционирования. Консультации обычно стоят от 1000-2000 до 15000 рублей. Искать заказчиков можно на биржах фриланса. Новички часто выбирают Кворк.
Также есть возможность работать удаленно. При такой форме занятости ездить в офис не требуется, а работодатель может находиться даже в другом городе.
Что нужно знать и уметь?
Профессиональные знания и навыки |
Личные качества (Soft Skills) |
|
|
В ряде вакансий можно встретить требования о наличии высшего маркетингового образования или свидетельства о повышении квалификации в этой области (то есть прохождение курсов). Не будет лишним знание английского языка. В международных компаниях это требование является обязательным. Ряд работодателей отдают предпочтение кандидатам с опытом работы в их сфере. Например, в HoReCa (кафе, общепит).
Как стать бренд-менеджером?
Есть два варианта, где можно учиться специальности:
- Закончить профильный вуз и получить высшее образование в сфере маркетинга. Затем пойти на практику или стажировку, и в случае успешного прохождения стать штатным сотрудником.
-
Пройти курсы переквалификации, получить свидетельство и начать работать либо как частный специалист, либо трудоустроиться в компанию.
Считается, что лучшее образование в сфере маркетинга в России можно получить в МГУ им. Ломоносова, Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ), ГУУ (Государственный университет управления), МГИМО, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российском университете дружбы народов (РУДН). В этой статье можно посмотреть рейтинг вузов Москвы за 2020-2021 год по данным портала HH.ru.
Где можно учиться на бренд-менеджера в интернете?
Есть онлайн-курсы, на которых можно получить необходимую подготовку и документ о повышении квалификации.
Название курса |
Описание |
Курс в онлайн-университете Нетология. По окончании выдают диплом. Компания имеет государственную лицензию. Обучение идет в формате видео лекций. После них выполняются практические работы. По итогам курса защищается диплом. В университете действует программа помощи студентам в трудоустройстве. |
|
Бренд-менеджер (по акции иногда открывают бесплатный доступ к ряду занятий, о чем пишу на странице курса) |
Курс в Skillbox. Подходит специалистам по рекламе, маркетологам, которые хотят стать бренд-менеджерами. Позволяет системно освоить теорию, получить практику. Программа обучения включает: ключевые показатели рынка, базовые маркетинговые исследования, SWOT-анализ, экономику бренда и ценовое позиционирование, запуск нового продукта, лекции по коммуникациям. Заканчивается обучение лекцией по разработке коммуникационной стратегии и сдачей дипломной работы. |
Где искать работу?
- На сайтах HH.ru, VC.ru. Здесь можно найти предложения как для начинающих специалистов, так и людей с опытом. Крупные компании обычно публикуют вакансии на HH.ru.
- В сети Facebook. Для этого в поиске задайте запросы: ищу бренд-менеджера и подобные. Также в ФБ есть группа Работа в PR и маркетинг. Туда можно вступить и отслеживать вакансии.
-
В других группах, посвященных рекламе и маркетингу.
Как найти специалиста?
- Если вам нужен бренд-менеджер для разового проекта или на удаленную работу, добавьте вакансию на Биржу сайта Kadrof.ru. Добавление проектов доступно после регистрации. Сервис для работодателей бесплатный.
- Посмотрите резюме специалистов на LinkedIn, в Фейсбуке, например, в группе Вакансии&Кандидаты. Попросите рекомендовать подходящих кандидатов в группах по рекламе и маркетингу. Часто так получается найти хороших специалистов.
-
Разместите вакансии на сайте HH.ru.
Отправить комментарий
Модератор форума - это специальный человек, который следит за соблюдением правил. Он контролирует общение на форуме, блокирует нарушителей, может ...
Многие сайты и компании имеют рассылки, на которые могут подписаться клиенты или посетители. Они помогают удерживать аудиторию и повышать ее ...