Сколько стоит нейминг? Сравниваем цены на услуги фрилансеров и студий
Как корабль назовешь, так он и… про это все знают. Удачное название может сократить расходы на рекламу, привлекать внимание и лучше запоминаться. Но придумать его непросто, особенно когда рынок заполнен конкурентами. И каждый из них, как может, старается привлечь покупателя.
Самостоятельно придумать новое имя все сложнее. Выход – нанимать специалистов. Процесс профессиональной разработки названий называют неймингом. Но сколько он стоит? И тут у заказчиков возникают вопросы, ведь стоимость разработки названий в России колеблется в невообразимых пределах. В этой статье мы расскажем, что можно получить за свои деньги.
Содержание статьи:
- Кому и когда нужна эта услуга?
- Сколько стоит нейминг?
- От чего зависит цена?
- Что входит в нейминг? Этапы оказания услуги
- Где заказать услугу и как выбрать исполнителя?
Когда нужны услуги нейминга?
Есть много компаний, которые могут обойтись без разработки названия. Если клиенты придут к вам в любом случае, то не важно, как будет называться предприятие. Например, если вы открываете парикмахерскую в расчете на клиентов, проживающих в ближайших домах, то вам важнее набрать хороших и недорогих мастеров, чем придумать оригинальное имя. Люди в любом случае придут, и если их хорошо и недорого постригут – будут обращаться снова.
Разработка названия нужна в следующих случаях:
- Компания работает на конкурентных рынках. Нужно привлечь к себе внимание и отстроиться от других марок.
- Планируется вкладывать значительные средства в рекламу.
- Нужно придумать оригинальное и красивое имя, для которого можно зарегистрировать свободный домен.
- Запуск стартапа. Хорошее наименование больше понравится инвесторам и будет повышать капитализацию.
- Планируется регистрировать товарный знак. В этом случае требуется разработать название, которое пройдет проверку в Роспатенте. В этом вопросе есть много юридических нюансов. О них расскажем в конце статьи.
-
Есть риски назвать компанию так же, как конкуренты, или схожим образом и получить иск за нарушение законодательства в сфере товарных знаков (штраф до 5 млн. рублей, но на практике обычно присуждают меньше – сотни тысяч).
Стоимость разработки нейминга
Цены на услугу сильно разнятся в зависимости от исполнителей и задач, которые они могут решить. Расценки могут быть от демократичных до космических. Рассмотрим, что получает заказчик в каждом случае:
- До 1000 рублей. За эту цену можно нанять фрилансера-новичка, который подберет 5-10 вариантов имен под ваши требования. Такую услугу можно заказать на бирже Кворк. Она подойдет людям, которым нужно придумать оригинальный домен для сайта или интересно назвать компанию, но самим искать идеи не хочется.
- От 2000 до 10000 рублей. В этом ценовом диапазоне работают более опытные фрилансеры, копирайтеры. Возможно, исполнитель проходил курсы, знаком с основами маркетинга. Если заплатить ближе к 5000–10000 рублей, больше шансов, что фрилансер при разработке имени учтет особенности продукта, целевой аудитории, товарной категории. Вы получите более интересные и оригинальные варианты, чем при работе с новичком. Искать таких исполнителей можно через биржи, например, Kadrof.ru. Здесь можно бесплатно разместить объявление о поиске фрилансера.
- От 10000 до 20000 рублей. В этой нише работают частные специалисты, которые специализируются на разработке названий для компаний. Знают нюансы этого процесса. Могут проверить варианты на возможность регистрации товарного знака. Заказывать такие услуги можно на том же Кворке. Например, вот пример кворка с ценой 13000 рублей и еще один пример фрилансера, предлагающего услугу за 9000 рублей. У обоих много выполненных заказов на сайте и отзывов. Частному эксперту можно поручить сложную задачу и при этом сэкономить (в сравнении с обращением в агентство).
- От 20000 до 30000 рублей. В этом диапазоне начинают предлагать разработку нейминга студии, чаще региональные. Обычно услуга включает от 10 до 20 вариантов, иногда – с проверкой соответствующих доменов на занятость. С вами работает менеджер проекта и креативный копирайтер. Нет проблем с расчетами по безналу. Вы получите договор, акты и сможете подтвердить расходы по бухгалтерии.
- От 30000 до 90000 рублей. Это массовый сегмент, в котором предлагают свои услуги агентства (кроме топовых). Обычно клиенту презентуется 20-30 вариантов (иногда до 35–50) с проверкой нескольких вариантов на охраноспособность и возможность регистрации. Имея такой бюджет на нейминг, вы сможете выбирать исполнителя и найти хорошую студию с портфолио и кейсами.
- От 90000 рублей. В этой сегменте начинаются бюджетные услуги топовых брендинговых агентств. Например, на момент подготовки статьи это был минимальный бюджет для работы с Depot. Это известное агентство с репутацией. Над проектами в нем работают эксперты. Они ищут имена, которые будут легко читаться, восприниматься, запоминаться, нести нужную смысловую нагрузку, не допускают разночтений и двусмысленностей, соответствуют категорийным нормам, отличаются от конкурентов.
-
От 200000 рублей. Стандартный чек при работе с топовым агентством. В сложных случаях, когда требуется регистрация товарного знака по многим классам МКТУ, стоимость нейминга может вырастать до 500000 рублей. Такие услуги обычно заказывает средний и крупный бизнес, который вкладывает в продвижение марок миллионы и не хочет ими рисковать. Поэтому заплатить за название несколько сотен тысяч рублей не является проблемой.
От чего зависит цена?
- Тип исполнителя. Услуги фрилансера будут дешевле, агентства – дороже. В некоторых задачах выгоднее работать с частными специалистами. В случае сложных проектов – с брендинговыми агентствами, которые специализируются на разработке новых марок.
- Опыт и квалификация. Новичок возьмет недорого, но он не может решать сложные задачи. Например, не знает, какие названия могут пройти регистрацию в Роспатенте, а какие – нет. Он может не учесть какие-то нюансы, которые вызовут негативные ассоциации у некоторых клиентов. Есть примеры откровенно неудачных брендов, которые скорее отталкивают людей, а не привлекают их. Например, в некоторых странах слово «Жигули» вызывало ассоциацию с «жиголо». По этой причине марку автомобилей сменили на «Лада».
- Объем заказа и опции. Дополнительные варианты, проверка по базе ФИПС занимают время, а значит, увеличивают стоимость.
-
Сложность задачи. Например, придумать название в категориях с высокой конкуренцией, где почти все возможные идеи использованы – непросто, а потому стоит дороже.
Что входит в нейминг?
Полный цикл производства выглядит следующим образом. В некоторых агентствах он сокращается, особенно при бюджетной стоимости услуги:
Название этапа |
Описание |
Постановка задачи |
Клиент совместно со специалистом заполняет бриф. В нем фиксируются требования к названию, для чего его разрабатывают, для какого проекта (товара, услуги, бренда). Могут быть и другие вопросы. |
Анализ рынка |
Исполнитель анализирует позиционирование клиента, рынок, конкурентов (прямых и косвенных), нишу, предпочтения клиентов (их ожидания, культурные и иные особенности). На основе анализа формируются требования к имени, которые передаются неймеру. |
Генерация идея |
Копирайтер разрабатывает от нескольких десятков до сотен вариантов. Они проходят фильтрацию у более опытных коллег. Некоторые идеи отбрасываются, другие дорабатываются. |
Проверка на охраноспособность |
Проводится проверка созданных имен на возможность регистрации по бесплатным базам. Отбрасываются варианты, которые точно отклонят в Роспатенте. |
Презентация идей клиенту |
Прошедшие все фильтры варианты оформляются в виде презентации и демонстрируются заказчику. Проводится обсуждение. Выбираются наиболее перспективные идеи. |
Доработка выбранных вариантов |
По итогам презентации. |
Проверка патентным поверенным |
По результатам проверки выбираются названия с наибольшим шансом на успешную регистрацию. |
Выбор финального варианта |
Завершение проекта. |
Сама регистрация в стоимость услуг нейминга обычно не входит и оплачивается дополнительно. Цена зависит от числа классов МКТУ, по которым подается заявка (чем больше классов, тем дороже).
Топовые специалисты при разработке названий учитывают не только, как они звучат, пишутся, воспринимаются, являются или нет уникальными и охраноспособными. Но также оценивают запоминаемость, эмоциональный посыл, восприятие с учетом культурных особенностей и языка людей, проживающих на территории, где будет продаваться товар или услуга. Чем больше нюансов знает неймер и чем больше у него опыта, тем дороже стоят его услуги.
Где заказать нейминг и как выбрать исполнителя?
Это зависит от задач, которые нужно решить. Одно дело – придумать название для нового бренда, который планируется продвигать в России и за границей. Другое – найти подходящее имя для частного блога. В зависимости от сложности запроса потребуются разные исполнители.
В таблице собраны рекомендации, кого лучше привлечь для каждой ситуации.
Задача |
Кому можно заказать |
Придумать название для сайта, блога. Подобрать свободный домен для интернет-проекта. |
Фрилансер с биржи, например, Кворк. |
Подобрать оригинальное имя для компании в сфере микро, малого бизнеса, салона, студии, отдела в торговом центре, небольшого интернет-магазина. |
Фрилансер или агентство начального уровня. Искать можно через биржи фриланса, сайт Kadrof.ru, учитывая опыт, отзывы и рекомендации исполнителя. |
Разработать название с целью последующей регистрации товарного знака. |
Фрилансер-эксперт или агентство. Можно выбрать подрядчика по рекомендации или отзывам. |
Сложные проекты в конкурентных нишах. Планируются существенные инвестиции в продвижение бренда. |
Топовое брендинговое агентство. Например, Depot, LINII Group, Repina (занимают 5 место в рейтинге креативности АКАР). |
Про проверку и регистрацию
Чтобы конкуренты не могли использовать похожее имя в названии своих товаров, необходимо зарегистрировать его в качестве товарного знака. В России объектом регистрации может быть не только слово, но и сочетания букв, слов, предложения (слоганы, девизы), изображения, объемные фигуры, звуки, вкусы, запахи и даже определенные цвета.
Зарегистрировать товарный знак может юридическое лицо или ИП. Сейчас идет разработка законопроекта, позволяющая осуществлять регистрацию ТЗ самозанятым. Сама процедура проводится Роспатентом.
С момента подачи заявки до получения свидетельства может пройти от 1 до 1,5 лет (стандартный срок – 18 месяцев, минимальный – 2 месяца). При этом в регистрации могут отказать, если имеются нарушения или схожий объект регистрировали ранее. Пошлину при этом не возвращают.
Можно пройти всю процедуру самостоятельно или при помощи поверенного. При самостоятельном оформлении потребуется оплатить государственные пошлины и экспертизы. В сумме чуть более 30 тыс. рублей. В случае привлечения консультантов стоимость услуги увеличивается на размер гонорара специалистов.
Резюме
Мы разобрали, что такое нейминг, как он работает и для чего нужен. Сколько стоит разработать название для компании, товара, бренда и почему расценки могут отличаться в десятки раз. Что получает клиент за 1000-5000 рублей и иные бюджеты вплоть до 500 тыс.
Если у вас остались вопросы, пожалуйста, задавайте их в комментариях. Постараемся всем подробно ответить.
Отправить комментарий
В этой статье мы собрали подробную информацию о стоимости услуг программистов. Вы узнаете, сколько стоит час работы веб-разработчиков на PHP и ...
В этой статье мы расскажем, сколько стоит монтаж фотографий и создание коллажей на основе разных снимков, а также где заказать данные услуги ...