Интервью с Еленой Плинер: о дизайне, дизайнерах и заказчиках
В этом интервью мы решили поговорить с известным UX-специалистом Еленой Плинер о дизайне, какие задачи он может решать, а какие – нет. Как правильно ставить задачу дизайнеру, чтобы получить нужный результат. А также затронули вопросы работы с клиентами и карьеры в дизайне.
Часто клиенты оценивают дизайн с позиции «красиво или не красиво». Поэтому мой первый вопрос, а что такое дизайн на самом деле и чем занимается дизайнер?
Графические дизайнеры, моушн дизайнеры, дизайнеры UX/UI (как я), гейм-дизайнеры и много других. Все мы выполняем разные задачи.Общее между нами одно: мы создаем эмоцию и отклик,объективно удобный в использовании продукт. Это близкое мне определение для моей работы: проектировать и делать дизайн интерфейсов.
Оценка дизайна, на мой взгляд, вторая большая проблема. Как правильно оценивать дизайн и понять, что он условно «хороший» или «надо доработать»?
Хороший дизайн – это не только набор гармонично связанных в единое целое элементов. Если дизайнер знает пользователя, умеет анализировать его поведение, может предложить идеальный вариант использования продукта, пользователь становится потребителем продукта или услуги. Значит, дизайн хороший.
Что касается доработок, дизайн будет меняться постоянно, это нормально. Желания пользователей и способы достижения этих желаний тоже меняются постоянно. Изменились разрешения – стали делать разные разрешения. Появились новые способы оплаты – добавляем их. Появился скан пальца – добавляем вход по отпечатку пальца . Развиваются технологии, развивается и меняется дизайн. Это обычный прогресс и дизайн его часть.
Замечал, что часто разговоры о смене дизайна возникают, когда в бизнесе начинаются проблемы. Какие задачи бизнеса способен решить дизайн, а какие – нет? Например, задача – «поднять продажи в 2 раза в кризис» – это к дизайнерам или нет?
Под словом дизайн мы подразумеваем и визуальную часть, то есть цвет и форму кнопок, картинку в шапке,и продуманную структуру проекта и качественные материалы – тексты, фотографии.
Дизайнер – один из членов команды, которая работает над сайтом. В этой команде есть и маркетолог, предоставляющий грамотно разработанный контент, и фотограф, и менеджер, отвечающий на звонок или сообщение клиента, и программист, и еще много людей.
Дизайнер, конечно, работает над конверсией, но не будет качественных фотографий товаров или характеристик товара или менеджер не сможет оперативно ответить на запрос, или маркетолог не позаботиться о метрике – дизайнер не сможет сделать продающую карточку товара, основанную на анализе метрики.
Думающий дизайнер обязательно запросит недостающие материалы или попросит доработать некачественные. Механически работающий дизайнер молча сделает карточку товара из тех материалов, которые есть. Так что да, ответственность в этом плане на дизайнере большая, но не на нем единственном.
Как бизнесу правильно работать с дизайном? Когда нужно что-то менять и как понять, что пора обновлять дизайн продуктов или проблема на самом деле не в дизайне?
Буквально 30 минут назад мы с клиентом обсуждали этот вопрос. Любое мнение основывается на конкретных объективных данных. Упали продажи, нет заказов, пользователи жалуются, значит, есть проблема. Есть прекрасные инструменты – Яндекс.Метрика, Гугл Аналитика и данные тестирования. Это три инструмента, на которых нужно основывать мнение о переделке интерфейса.
До сих пор некоторые клиенты умудряются работать без мобильной версии сайта. Они бесконечно перекрашивают сайт, вешают падающие снежинки на Новый год,переписывают тексты, рисуют новые иконки. А нужно просто открыть статистику и увидеть, что 95% пользователей заходят со смартфона. Заходят и уходят. И новая красивая фоточка в шапке не решит проблему.
Как правильно ставить задачу дизайнеру? Что писать в ТЗ, а что не надо?
Сайт – это инструмент и нужно описать этот инструмент объективно. Вы же не говорите «мне нужен красивый банк», вы говорите «мне нужен банк, где будут обслуживать мой расчетный счет без выходных, с оплатой за обслуживание не более 1500 рублей в месяц». С постановкой задачи для дизайна нужно поступать так же.
Обязательно укажите цели, которые вы преследуете, опишите типового посетителя, его возраст, социальный статус. Составьте список типовых страниц сайта, предоставьте готовый контент для этих страниц (фотографии, тексты, видео). Соберите заранее примеры сайтов, которые соответствуют и не соответствуют вашему пониманию хорошего сайта. Если речь идет о переделке существующего сайта, то расскажите дизайнеру о своих планах по развитию услуг, опишите проблемы, которые существуют.
Что не нужно делать: описывать дизайнеру, как он должен делать эту работу, придумывать за него концепции, формы, элементы. Представьте, что вы диктуете строителю, как делать стяжку. Если вы это делаете, значит, не доверяете строителю. В таком случае его просто не нужно нанимать.
Если дизайн клиенту не нравится, но объективно дизайн хороший, что посоветуете делать?
И заказчик, и дизайнер должны объективно обсудить проблему. Создание дизайна – работа обеих сторон. Дизайнер должен помочь заказчику сформулировать свои претензии. Заказчик должен четко формулировать свои требования. «Не красиво» – это субъективно, субъективности не должно быть в обсуждении. А вот «мне не нравится дизайн, потому что мой сайт – это сервис для бизнеса и бизнесменов, а на первом экране вы поставили фотографию ребенка с игрушкой» – это объективно.
Наверное, этот вопрос частично затрагивает предыдущий. Часто клиенты воспринимают дизайн как нечто, что должно нравиться им. Это заблуждение не только заказчиков, но и некоторых дизайнеров. Иногда приходится убеждать клиента в том, что дизайн делается для потребителя. Дизайн должен отвечать запросам целевой аудитории и ценностям компании. Это единственно правильный критерий оценки.
Что необходимо знать и уметь современному дизайнеру, который хочет быть востребованным? Если рассмотреть общие и базовые требования?
Hard skills и Soft skills.
Хардскилы – это навыки работы в конкретных профессиональных инструментах. Для каждого направления дизайна они свои. Инструменты постоянно меняются, развиваются, дополняются. Появляются новые. Следить за этими изменениями нужно обязательно.
Софтскилы – это коммуникация, умение задавать правильные вопросы и умение анализировать, быстро погружаться в тематику, какой бы она не была. Это высокая организованность и ответственность, умение работать в команде и т.д. Мало кому нужен дизайнер, который молча выполняет написанное и не в состоянии обсудить с разработчиками задачи или проанализировать проблему. Сейчас норма – это дизайнеры с гармонично прокачанными всеми скиллами.
Как развиваться дизайнеру, чтобы расти профессионально?
Профессия требует постоянного обучения. Можно собственными силами, при наличии высокого уровня мотивации и любопытства, или с преподавателем, ментором. Принимать участие в офлайн и онлайн семинарах, марафонах, курсах, школах.
К некоторым из них мы с партнером лично приложили руки и могу сказать, что программы сейчас интересные и сильные. Участие в различных конкурсах, думаю, хорошо помогает выйти из привычных рамок и бороться с зашоренностью и обыденностью в работе.
Какие специализации в дизайне сейчас наиболее востребованы, на Ваш взгляд?
Если рассматривать дизайн не примитивно, то дизайн – это больше про процессы. Поэтому в скором времени наиболее востребованы будут люди, которые могут выстроить грамотно процессы «продукт-клиент», «клиент-бизнес» и т.д. То есть не только выстроить взаимодействие пользователя с интерфейсом, но и полностью проектировать взаимодействие клиента и компании. Этим занимаются сервис-дизайнеры. Также наиболее востребованы UX исследователи.
Востребованы будут дизайнеры, которые занимаются аналитикой и исследованиями.
Как дизайнеру оценить стоимость своей работы? Например, человек переходит на фриланс. До этого работал в офисе, получал зарплату. Как ему понять стоимость своего часа?
Анализировать конкурентов и рынок. Стоимость часа работы – это очень понятная цифра. Можно посчитать, сколько часов дизайнер работал в месяц в офисе и сколько получал за этот рабочий час. Это себестоимость. Добавить небольшой коэффициент сверху, так как в отличие от офиса дизайнеру придется работать на своей технике, оплачивать интернет, искать заказчиков, то есть выполнять и менеджерские функции. Конечно, это будет небольшая стоимость для начинающего фрилансера. Но со временем она выровняется и станет адекватной рынку.
Благодарю Вас за ответы!
Отправить комментарий
Елена Мусиенко успешно работала в медицине, но во время декрета занялась фрилансом и решила полностью посвятить себя удаленной работе. Сегодня ...
Статья основателя проекта Альберта Хайруллина. Мы честно признаемся, что делали свою биржу на тех минусах сайта free-lance.ru, которые видели еще ...