Дмитрий Чекин, CSSSR: «Сейчас у нас в штате более 60 человек, и все они работают удаленно»
Развитие удаленной работы – мировой тренд. В России пока мало компаний, все сотрудники которых работают удаленно. Сегодня у нас в гостях основатель и генеральный директор IT-компании CSSSR, в которой работает более 60 человек – и все удаленно.
Мы поговорили, как выстроены процессы внутри компании, какие инструменты используются для планирования и контроля задач, как попасть на работу в CSSSR и на каких специалистов сейчас повышенный спрос.
Дмитрий, расскажите о компании: чем вы занимаетесь, с какими проектами работаете, сколько человек в штате и все ли работают удаленно?
CSSSR — IT-компания с фокусом на фронтенд-разработке. Мы пишем код для банков, мобильных операторов, авиакомпаний. В основном работаем с крупными клиентами: Тинькофф Банк, Альфа-Банк, Яндекс.Недвижимость, ЦИАН, S7 Airlines. Также помогаем стартапам и небольшим компаниям.
Сейчас у нас в штате более 60 человек, и все они работают удаленно.
Почему вы решили выстраивать работу удаленно?
Мы начинали как обычная компания — снимали офис в Москве около ТТК и каждый день ездили на работу по пробкам. Через 3 месяца мне это надоело — я закрыл офис, купил билеты на Бали и перевел всех на удаленную работу. Как показало время, это было правильное решение — качество работы программистов совершенно не зависит от их местоположения.
С точки зрения работодателя тут много преимуществ. Например, можно нанимать талантливых разработчиков из разных регионов, не тратить деньги на аренду офиса и уделять больше времени семье.
Как клиенты относятся к тому факту, что у вас нет офиса? Приходится ли как-то это объяснять?
Чаще всего они относятся к этому совершенно нормально. Некоторые клиенты даже перенимают наш опыт создания удаленных команд. Все больше корпораций и небольших компаний понимают, что можно эффективно работать вне офиса без потери качества.
Как вы добиваетесь эффективной работы множества людей, которые взаимодействуют удаленно? Какие инструменты используете, способы мотивации и контроля?
Первое — мы настроили все рабочие инструменты, чтобы они работали «в связке», то есть автоматически синхронизировались с друг другом.
Мы общаемся в корпоративном мессенджере Slack, храним файлы в Dropbox, управляем проектами в Jira, работаем с макетами в Avocode и Zeplin. Для контроля потраченного времени написали собственный трекер, который имеет возможность синхронизации с Jira. В результате мы получаем максимальную автоматизацию рутинных процессов — от подготовки клиентской отчетности до загрузки разработчиков.
Второе — организовать удаленную работу помогают четкие правила. Мы договорились с сотрудниками, что отпуска, отгулы, больничные нужно согласовывать заранее, как и в офисе. В рабочее время все должны быть на связи через мессенджер, а уход на обед достаточно отметить в отдельном канале в Slack. Это не особо усложняет работникам жизнь, зато позволяет создать прозрачные правила, которые делают удаленную работу комфортнее для всех.
Наконец, если мы видим, что что-то идет не так, лучший инструмент — простая человеческая беседа. Она помогает решить проблему лучше любых других мер.
Есть компании, которые не нанимают фрилансеров на удаленную работу, так как переживают, что фрилансер снова уйдет «в свободное плавание». Как вы относитесь к найму бывших фрилансеров?
Стоит понимать разницу между штатным сотрудником, который работает из дома, и фрилансером. Мы принципиально не нанимаем фрилансеров, все наши разработчики состоят в штате. Но работают не в офисе, а из любого удобного места.
Если бывший фрилансер по-настоящему захочет найти постоянную работу, то мы, конечно, рассмотрим его кандидатуру. Но по нашему опыту, такую «перестройку» готовы пройти далеко не все.
Для кого, на ваш взгляд, подходит удаленный формат работы, а для кого — нет?
Удаленный формат работы подходит тем, кто умеет работать на результат и грамотно организовывать свое время. Если человек привык сидеть в офисе «от звонка до звонка» и работать только после пинка начальника — лучше и не пробовать удаленку.
Я знаю юристов, дизайнеров, копирайтеров, которые работают удаленно. Есть очень много видов работ, для которых необходим только доступ в интернет. Но кто-то выбирает для этого офис, а кто-то — берег океана.
Как вы решаете проблему разницы часовых поясов у сотрудников? Не мешает ли это взаимодействию между сотрудниками?
Большинство наших сотрудников начинают рабочий день в промежуток с 10:00 до 12:00 по московскому времени.
Если человек уезжает путешествовать в далекие страны или работает из «сложного» часового пояса, мы стараемся идти навстречу и согласовываем индивидуальное расписание. Как правило, эффективность не падает — сотрудники всегда рады, если компания идет им навстречу. Разумеется, менеджеры и все, кто работает напрямую с клиентами, должны быть доступны онлайн с 10 до 19 часов по московскому времени, с перерывом на обед.
Расскажите про процесс найма. Как происходит поиск и отбор кандидатов? По каким критериям вы понимаете, что сотрудник вам подойдет?
Мы всегда даем тестовое задание, проводим «многоуровневое» собеседование, согласовываем испытательный срок.
На собеседовании стараемся моделировать различные ситуации. Смотрим, как мыслит кандидат, какие решения принимает. Для менеджеров мы можем дать задание отредактировать шаблон типового договора. По тому, как человек относится к деталям, опечаткам или небольшим ошибкам, быстро становится понятно, подходим ли мы друг другу.
Есть компании, которые беспокоятся, что перевод сотрудников на удаленную работу может спровоцировать утечки информации, снизит безопасность корпоративных данных и т.д. Приходилось ли вам сталкиваться с подобными мнениями, и как вы их решаете?
На самом деле и в офисе, и при удаленной работе уровень безопасности совершенно одинаковый. Грамотно настроенный корпоративный VPN позволяет минимизировать риски утечки информации. Плюс, мы оформляем сотрудников по трудовому договору и обязательно подписываем соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Это страховка от 99% проблем, связанных с безопасностью данных.
В основном с нами работают крупные компании, и для них тот же корпоративный VPN — это стандарт. Потенциальным клиентам, которые не сильно подкованы технологически, мы рассказываем про наши процессы, технологии и стандарты. Чаще всего, после этого вопросов не остается.
Поделитесь, какие специалисты в вашей сфере сейчас наиболее востребованы? Какими навыками, опытом необходимо обладать?
Сегодня реальность такова, что разработчик любого уровня — очень востребованный специалист. Во всем мире острая нехватка программистов.
Чтобы быть хорошим разработчиком, нужно развиваться как можно шире: учить разные языки программирования, осваивать различные фреймворки, знать устройство основных структур данных, регулярно читать статьи по самым разным «айтишным» темам. И обязательно думать о карьерном развитии. Программист со временем может стать тимлидом, техническим директором. Есть множество вариантов для прокачки и роста.
Поделитесь лайфхаками с людьми, которые хотят устроиться на удаленную работу. Как им повысить свои шансы получить работу?
Перед тем, как полностью перейти на удаленную работу, я бы советовал попробовать поработать вне офиса хотя бы какое-то время. Договоритесь с боссом, что поработаете несколько дней из дома, и проанализируйте свои ощущения. Возможно, вам это совсем и не нужно.
Конечно, удаленщику стоит прокачивать собственный тайм-менеджмент. Чем лучше вы умеете организовывать время, тем проще работать. При удаленной работе нужно быть особенно пунктуальным — нельзя пропускать конференц-коллы и срывать сроки. А для этого нужно точно понимать, сколько времени вы потратите на каждую из задач.
Позаботьтесь, чтобы ваше рабочее место было комфортным, а интернет — быстрым. Это банальные советы, но, к сожалению, многие поначалу не придают этим факторам должного значения.
Спасибо за интервью!
Отправить комментарий
Уже три года веб-программист Антон Херсун работает на западной бирже Upwork. В интервью нашему сайту Антон согласился поделиться секретами работы ...
Если вы мечтаете о карьере веб-дизайнера, обязательно прочитайте данное интервью. Вы узнаете, как освоить профессию дизайнера, с чего начать ...