Дизайнер Елена Плинер: как стать хорошим веб-дизайнером?
Если вы мечтаете о карьере веб-дизайнера, обязательно прочитайте данное интервью. Вы узнаете, как освоить профессию дизайнера, с чего начать обучение, где найти клиентов и как правильно с ними работать. Что делать, если клиенту не нравится разработанный проект, и как найти общий язык с заказчиком. Мы благодарим Елену Плинер за подробное интервью для нашего сайта.
Расскажите, пожалуйста, о себе: как Вы пришли в дизайн и почему выбрали именно эту профессию?
16 лет назад я сделала первый сайт для близких людей, которые начинали бизнес. Обе стороны одинаково ничего не понимали в сайтах, но у меня оказалось больше энтузиазма, времени, упёртости и я быстрее печатала (потом оказалось, что последнее не имело никакого значения :-).
После окончания работы встал вопрос: а кто и как увидит всю эту неземную красоту? И эта задача заставила меня погрузиться в сферу SEO. Таким образом, мой интерес сразу охватил две плоскости – разработку и продвижение сайтов. Это стало для моих последующих клиентов огромным плюсом, так как решался весь спектр их задач – от создания до продвижения. И, буквально через 6 месяцев, вокруг меня начал формироваться круг клиентов, которые приходили ко мне по сарафанному радио и тоже хотели получить от меня и «красоту неземную» и посетителей сайта. Так все и началось.
Пять лет назад я решила сфокусировать свое внимание только на проектировании и дизайне, чем и занимаюсь до сих пор.
Какие проекты считаете знаковыми для себя?
Каждый проект, за который я берусь, для меня интересен с точки зрения опыта: это может быть и интересная мне тематика, и сложность проекта, и сложность клиента. Каждый проект – это некий путь, который должен вести и ведет к развитию.
Что для Вас означает дизайн, и какие задачи должен решать дизайнер в своей работе?
Я подхожу к задаче с точки зрения маркетолога. Для меня это единственно логичный подход к разработке любого интерфейса, будь то сайт или приложение или сервис.
Дизайн – это не только размер или цвет шрифта или графическая картинка или фотография, а, прежде всего, интуитивно понятная структура, навигация, функционал, словом, любой элемент сайта, который помогает посетителю сайта получить желаемое в минимально короткий период времени.
В глобальном понимании дизайн – это все, что мы видим вокруг и удобство всего, что мы используем.
Финальная задача профессионального дизайнера – предложить тот дизайн, который поможет сделать посетителя сайта постоянным клиентом компании или пользователем сервиса.
Что нужно сделать, чтобы стать дизайнером? Важно ли профильное образование или можно освоить профессию самостоятельно?
Очень глобальный вопрос. Если дизайнер считает, что ему достаточно рисовать то, что захотел клиент в каком-либо графическом редакторе, это начинающий дизайнер. Или просто плохой дизайнер.
Есть база, основы: типографика, теория цвета, принципы веб-дизайна, основы верстки, знание графических пакетов и прочие азы. Азы изучаются первым этапом. Есть то, что требует постоянного обновления и изучения: навыки, стилистика, спектр услуг, тенденции.
Чтобы сделать качественный продукт, дизайнер должен при наличии базы модифицировать и прокачивать себя в соответствии с тенденциями рынка.
Важно умение общаться с клиентом, анализировать, систематизировать, иногда корректно настоять на своей точке зрения ради результата. В студиях этим обычно занимается менеджер проекта. На фрилансе дизайнер должен владеть этим навыком лично. Это умение – часть результата работы дизайнера. Не смогли дойти до сути пожеланий клиента – не сделали то, что он хочет.
Программы и сервисы для создания дизайна. Их много и будет еще больше. Нужно постоянно следить за обновлениями, обзорами, возможностями. Пробовать и анализировать.
Важно быть динамичным и жадным к знаниям: читать книги, обзоры, статьи, смотреть видео, принимать участие в конференциях, мастер-классах, следить за работами коллег.
Что касается профильного образования. Образование дает умение анализировать, систематизировать, планировать, подходить с научной точки зрения к практической работе. Это важно, но не обязательно. Если дизайнер готов и работает над собой, следит за развитием сферы, он справится без профильного образования. Я бы советовала больше обращать внимание на мастер-классы, курсы, конференции, вебинары, уроки. Сейчас огромное количество возможностей для обучения, дни открытых дверей и стажировки в известных студиях (для начинающего это вообще идеальный вариант), лаборатории.
Основная проблема – нехватка времени для изучения всего обилия информации, которая сейчас поступает. Выделяйте время для образования. Развитие – это составляющая успеха.
Хотелось бы задать пару вопросов о работе с клиентами. И первый вопрос о клиентах волнует многих фрилансеров: как построить эффективный рабочий процесс с заказчиком? О чем необходимо договариваться перед началом работы?
У каждого эти правила формируются индивидуально и меняются с опытом. Я знакомлю клиента со всеми условиями сотрудничества до момента предоплаты. Наша работа – это двусторонний договор, и все условия нужно обсуждать «на берегу».
Правило 1. Фиксация задачи. Это результат вашей работы на бумаге. Все задачи должны фиксироваться в письменном виде. Вы это делаете или клиент – зависит от вашего личного подхода. Но ваша договоренность с клиентом должна быть договором, а не словами, которые никто не запомнит сознательно или случайно. Есть один маленький нюанс: часто фрилансер работает не с самим заказчиком, а с посредником, который, по разным причинам, не оформляет досконально и однозначно все пожелания клиента. И когда посредник получает и передает результат клиенту, последний может высказать пожелания, не зафиксированные в рабочем документе изначально. Может возникнуть конфликтная ситуация, когда клиент требует от посредника новых вариантов, посредник не желает платить фрилансеру за дополнительную работу, а фрилансер не в состоянии доказать что такой задачи ранее не было. Фиксируйте задачу сами, если клиент не желает это делать, и отправляйте ему на утверждение.
Правило 2. Обязательно оговаривайте свои обязанности и объем работы: сколько вариантов дизайна вы делаете, сколько итераций, что вообще входит в вашу работу, так как некоторые клиенты под словом «дизайн» подразумевают и написание текстов и создание фотографий и, бывает, вообще сайт «под ключ».
Оговаривайте общие сроки работы и сроки работ по каждому из этапов. Не забывайте, что клиенту тоже нужно время на обсуждение вашей работы и это время так же должно быть известно каждой стороне. Обязательно фиксируйте утверждение макетов со стороны клиента, если работа делается поэтапно и следующий этап вашей работы зависит от дизайна предыдущего.
Правил и нюансов очень много, говорить о них можно бесконечно. Какие-то правила можно изменить, какие-то могут быть для вас принципиальны настолько, что Вы откажетесь от проекта, если клиент не готов следовать данным правилам.
В конечном итоге, каждый сам вырабатывает свой стиль работы, исходя из своего опыта, понимания бизнеса, манеры общения, и эти правила являются частью фрилансера и его бизнеса, успешного или не очень :-)
Есть заказчики, которые оценивают работу дизайнеров по принципу «красиво / не красиво» или «нравится / не нравится», опираясь только на свой вкус или мнение окружающих. Посоветуете, как решать эту проблему в процессе согласования работы с заказчиками?
Не вестись на субъективность) Процентов 70 клиентов оперируют данными понятиями, ошибочно считая профессию дизайнера сугубо творческой, в которой отсутствует логика, а есть только «чувство прекрасного».
Пояснять клиенту разницу между «красиво» и «юзабельно» нужно в целях сохранения своих собственных сил и нервов, и ради клиента. Это нужно делать на этапе формирования Технического задания. Попросите клиента показать, что он считает красивым и почему. Если вы считаете, что такой «красивый» вариант не будет решать задачи клиента, поясните, почему так произойдет. Поверьте, большинство клиентов прислушается к вашему совету. Предупредите их, что у посетителя сайта могут возникнуть определенные проблемы, влияющие на конверсию. Будьте мягки и ненавязчивы, но убедительны, оперируйте статистикой, и конкретикой, а не пустыми словами. Вы даете информацию и предупреждаете о возможных последствиях, решать в итоге клиенту, это его право.
Не забывайте, что клиент обратился к вам именно потому, что вы можете реализовать его задачу, а не он сам.
Если решение клиента противоречит вашему чувству прекрасного или вы понимаете, что работа с ним может превратиться в бесконечную игру в «перекрашивание», вы можете отказаться от такого клиента на начальном этапе переговоров или смириться с этим и выполнить проект так, как хочет клиент. Решать вам.
Сколько вариантов дизайна стоит предлагать клиенту на выбор? Например, если клиент заказал дизайн сайта.
Это индивидуальные требования. Все опирается в схему работы фрилансера с клиентом, в способность фрилансера понять суть задачи, в бюджет.
Если вы можете это сделать, достаточно одного варианта. В любом случае, все условия должны оговариваться заранее до момента заключения договора с клиентом. У меня бывают такие заказы, и я пытаюсь понять, почему клиент хочет несколько вариантов. Да, мне выгодно финансово получить деньги за все варианты, но я думаю о том, что выгодно клиенту. Я предпочитаю понять причины неуверенности в требованиях и, если это возможно, предложить вариант, который сэкономит клиенту средства. Как правило, этот вариант срабатывает. В итоге я делаю один вариант при том условии, что выясняю все детали заказа с клиентом, оговариваю его пожелания и требования.
Как научиться «чувствовать» клиента и «понимать», что он хочет?
Или опыт или врожденная интуиция. А в идеале и то и другое.
Учиться коммуницировать с клиентом и не бояться потревожить его (но не дергать каждый день). Учиться конкретизировать вопросы, не пугать клиента формулировками и сложными терминами. Клиента должны поражать не «умные слова», а результат работы и ход работы, хотя многие клиенты любят общение.
Быть готовым к тому, что клиенту не понравится, что его отвлекают «дурацкими вопросами». Вы можете услышать: «я заплатил вам деньги, вы и думайте». Фрилансер должен донести до клиента мысль о том, что разработка дизайна – это работа двух сторон. Так же как и любой процесс покупки услуги или товара: всегда участвует две стороны – клиент, излагающий свои требования, и исполнитель, учитывающий эти требования. Я сейчас опять все сведу все к тому, что все «хотелки» клиента должны быть зафиксированы в виде документа с задачами и понятны обеим сторонам, но так оно и есть.
Многие начинающие дизайнеры, в том числе фрилансеры, пытаются наладить сотрудничество с агентствами или веб-студиями. Пожалуйста, посоветуйте, как молодым дизайнерам заинтересовать в своих услугах таких заказчиков?
Оформить портфолио с работами. Если работ мало, будьте готовы сделать фейковую работу. Не нужно этого смущаться. Выбирайте выигрышную для себя тематику. Не ту, которая вам нравится, а ту, в которой Вы можете продемонстрировать свои плюсы, и ту, которая пользуется спросом.
Обязательно грамотно оформляйте кейсы: задача, которые ставились перед фрилансером в проекте, что получилось и почему реализация именно такая.
Создать резюме, указав свои навыки, пожелания к сотрудничеству и рассылать и рассылать в агентства. Обязательно следить за проектами и вакансиями на биржах, в профильных группах в соц. сетях. Это может занять достаточную часть работы, но это неотъемлемая часть жизни фрилансера.
Не забывать о днях открытых дверей в студиях: многие студии ищут стажеров и достаточно часто. Быть готовым к тестовым задачам в случае, если откликаетесь на вакансию крупной студии. И, к слову о тестовых, обязательно просите обратную связь. Тем более, если вам откажут. Это возможность прокачаться при отрицательном ответе.
Многие наши читатели – фрилансеры. Поэтому не могу не задать следующий вопрос. Какие преимущества Вы видите в фрилансе лично для себя?
Ответственность непосредственно перед заказчиком. Коммуникация с ним же – мне это нравится. Свободный график работы. Я хозяин своих выходных и своей жизни. Возможность выбирать те проекты, которые мне интересны. Разве это не причина быть фрилансером? :-)
Стоит ли молодому дизайнеру сразу уходить на фриланс, или лучше вначале поработать в качестве штатного сотрудника в агентстве, студии?
Я бы советовала набраться опыта в студии, понять, как должна быть организована работа дизайнера, и даже двумя глазами подсмотреть, как работает менеджер проекта, так как дизайнеру на фрилансе нужно уметь быть и дизайнером и менеджером. Поэтому, сначала опыт, потом его применение. Ну и никто не отменял периодичную проектную работы в стенах студий. Такие проекты тоже есть и не нужно их избегать. Это отличная возможность обновить свои скилы.
Важный для многих вопрос. Как объективно оценить качество своей работы? Стоит ли ориентироваться на мнение коллег о работе, например, на профессиональных форумах? Или есть другие способы получить объективную оценку своего уровня? Посоветуйте, пожалуйста.
Прислушиваться к мнению стоит всегда, а вот следовать ли – зависит от уровня «критика». Коллеги не всегда будут корректны. Не стоит огорчаться по этому поводу или удивляться. Важна только полезная информация, которая позволит фрилансеру расти. Важна только рабочая конкретика, а не эмоции. Вполне возможно, это простая зависть :-) Но и вполне могут быть очень полезные советы тех, кто стоит на уровень выше. Такими советами и анализом работ нужно дорожить. Смотрите работы коллег, задавайте вопросы, не стесняйтесь этого.
Обязательно просите фидбэк у клиентов, для которых вы оказывали услуги и у тех, кто вам отказал. Как я уже писала выше, любой опыт можно обратить в пользу для себя.
В завершении интервью прошу Вас дать пару советов начинающим дизайнерам, которые будут читать интервью. Что им следует делать, а чего делать не стоит?
Заботиться о своей репутации и быть честным по отношению к себе и к клиентам. К фрилансерам у многих заказчиков сложилось негативное отношение из-за срывов сроков, из-за привычки «пропадать» и прикрывать свою неспособность выполнить задачу всякими «происшествиями» в виде болезней, отключенного электричества и так далее. Вы должны забыть о подобной манере. Фрилансер – это бизнесмен. Бизнесмен не может прикрываться детскими отговорками и позволять себе срывать сделку. Если понимаете, что не успеваете или что-то не получается, предупредите клиента об этом заранее и обсудите варианты выхода из данной ситуации. В конце концов, верните деньги, если брали предоплату.
Честно и внимательно отрабатывать задачу. Думать над результатом, а не просто выполнять то, что написано в ТЗ. Иногда клиенты вносят какие-то пункты в ТЗ, ничего не понимая. Например, последний случай, клиент захотел сайта в стиле MaterialDesign, и прислал иконки, которые он обязательно хотел использовать на сайте. Эти иконки были выполнены в совершенно ином стиле, не подходящем к стилю дизайна. Достаточно было обсудить с клиентом данный вопрос и пояснить, в чем проблема, чтобы клиент отказался от этой идеи. Теперь представьте результат «дизайна», если бы данной 5-ти минутной беседы не было. Это очень простой пример, но он показывает, что результат в ваших руках. Заботьтесь о нем.
Будьте как раз тем фрилансером, сотрудничеством с которым клиент будет дорожить и рекомендовать другим. Например, как меня :)
Благодарю за интервью!
Дизайнер Александр Кудрявцев занимается фрилансом более 10 лет. В интервью для нашего сайта он дает полезные советы начинающим и делится своим ...
Гость сайта Kadrof.ru – один из создателей биржи для профессиональных фрилансеров Freelancejob.ru, совладелец студии Sovka.net, автор и основатель ...